Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Секс и рок-н-ролл в творчестве Антона Чехова


Культура
652

Из всех чеховских пьес «Три сестры» оказались наиболее привлекательными для режиссеров мирового масштаба Юрия Бутусова и Андрия Жолдака как основа для творческой импровизации. Оба создали спектакли, не похожие ни на какую другую постановку по классической чеховской пьесе: один — на сцене Театра имени Ленсовета, второй — на сцене Александринки. Спектакли побывали в коротком списке фестиваля «Золотая маска» и являют собой незабываемое зрелище: здесь в чеховском тексте раскрываются смыслы, которые поневоле вместились в него за время, прошедшее с тех пор, когда он был написан. Бутусов ставит тексты Чехова рядом с текстами Шекспира как бесчисленное количество раз воспроизведенные на сцене современными театрами, и это дает абсолютную свободу в их интерпретации. Оба автора создали произведения, которые формируют смысловую матрицу жизни человечества.

Если сравнивать версии «Трех сестер» Бутусова и Жолдака, то последний обошелся с текстом пьесы намного жестче. Он не только не стал представлять зрителю традиционный визуальный ряд, воссоздающий жизнь русской провинции XIX века, но и забросил действие на две тысячи лет вперед, опираясь на тезис, который многократно звучит в монологах и репликах чеховских героев: «Через двести, триста, наконец, тысячу лет, дело не в сроке, настанет новая счастливая жизнь». В своем монологе на круглом столе в Александринском театре во время прошлогоднего Санкт-Петербургского международного культурного форума, собравшего целый ряд ведущих театральных режиссеров мира, он метафорически описывал отношения автора текста и создателя спектакля: «Нужно быть варваром в театре, а не в жизни. Я одиннадцать лет живу в Берлине и работаю очень много на Западе, и я знаю, что дикость человека, что на Западе, что на Востоке, идентична. Она может быть прикрыта разными системами… Я предлагаю тем людям, которые делают театр, быть варварами. Мы работаем в основном с текстами. Варвар должен съедать текст. Автор для меня — это сексуальное отверстие, заряженное каким-то полем, с которым я, варвар, должен делать ночь любви и ненависти».

Спектакль в ЦИМе по форме можно отнести к числу тех самых «ночей любви и ненависти». Действие на сцене, разыгрываемое участниками театральной компании «Июльансамбль» (студентами Виктора Рыжакова, решившими не расставаться после выпуска из Школы-студии МХАТ, а продолжать совместную творческую деятельность), отсылает нас к двум вышеупомянутым театральным шедеврам Жолдака и Бутусова. Если последний выбирает для штабс-капитана Соленого образ, списанный с музыканта Гаркуши, с его очень узнаваемой сценической пластикой, то Рыжаков представляет нам Соленого в образе Джокера, причем такого, каким мы его запомнили в исполнении Хита Леджера в фильме «Темный рыцарь» Кристофера Нолана. Соленый появляется на сцене в характерном гриме и также с подчеркнуто выразительной пластикой. Это воспринимается как один из приемов — одним мощным ударом поместить происходящее на сцене в контекст современной массовой культуры.

Чеховские тексты, м