Редкий фестиваль «Золотая маска» обходится без спектаклей Юрия Бутусова в финальном списке. Он трижды становился лауреатом премии в номинации «Работа режиссера». В этом году на фестивале представлены сразу два его спектакля: «Барабаны в ночи» (Театр Пушкина, Москва) и «Дядя Ваня» (Театр имени Ленсовета, Санкт-Петербург). Значительная часть его творческой судьбы связана с Театром имени Ленсовета. Здесь он несколько лет проработал в качестве главного режиссера. В ноябре 2017-го был назначен художественным руководителем театра, но уже в начале марта этого года заявил, что вынужден его покинуть. Сейчас работает над постановкой спектакля в МХТ имени А. П. Чехова по пьесе современного драматурга Аси Волошиной «Человек из рыбы». «Эксперт» поговорил с режиссером о природе конфликтов, возникающих как внутри театра, так и за его пределами.
— Какую роль в театре играет художественный руководитель?
— Существует модель, когда есть одно первое лицо — художественный руководитель, без согласования с которым невозможно появление кого бы то ни было на должности директора. Он отвечает за репертуарную политику и за художественные процессы, происходящие в театре. Подбирает на должность директора человека, который разделяет его эстетические и этические взгляды, которому может доверить экономические вопросы. Но в критический момент художественный руководитель может сказать: «Будет так, а не иначе». Пример: Римас Туминас и Кирилл Крок в Театре имени Евгения Вахтангова.
Сейчас активно обсуждается структура, когда в театре есть два первых лица. У меня нет ощущения, что это невозможно. Но в таком случае устав театра необходимо продумать досконально, в нем должно быть выверено каждое слово. Когда один отвечает за художественную часть, а другой — за постановочную, это очень скользкий момент. В театре все настолько связано, что непонятно, где заканчивается постановочная часть и начинается художественная. Это зона для конфликтных ситуаций. Если есть тандем, всегда можно договориться. Но как показывает практика, подобные тандемы случаются крайне редко. В моем случае такой тандем не сложился, и в истории театра есть десятки аналогичных примеров. Я получил должность художественного руководителя вопреки обстоятельствам. Только под давлением ведущих мастеров: Додина, Фокина, Могучего — чиновники уступили. Формально я стал в театре первым действующим лицом, но это ничего не значило, поскольку хитроумно написанный не очень добросовестным человеком устав не позволял мне ничего сделать. Мне дали генеральские погоны, а власти у меня никакой не было. Когда я предлагал изменить устав, получал категорические отказы. Я не мог создать художественный совет, не мог иметь помощника, которого хотел (любой художественный руководитель имеет помощника — тот берет на себя очень большую работу и снимает с него часть административной нагрузки). И выглядело все это оскорбительно. Как говорил покойный Олег Павлович, «гирька до полу дошла». Есть еще третья схема. Она действовала, когда я начинал работу в