Десятка «бессмертных» худруков: Марк Захаров («Ленком») — 83 года, Татьяна Доронина (МХАТ) — 83, Галина Волчек («Современник») — 83, Александр Ширвиндт (Театр сатиры) — 82, Олег Табаков (МХТ) — 81, Юрий Соломин (Малый театр) — 81, Армен Джигарханян (Театр Джигарханяна) — 81, Марк Розовский (Театр у Никитских ворот) — 80, Роман Виктюк (Театр Романа Виктюка) — 80. Этот список свидетельствует о том, что в русском театре сложилась уникальная ситуация: на протяжении многих лет в нем работают лучшие мастера, представляющие самые разные школы и направления. При этом места под солнцем хватает всем. Худруки настолько востребованы, что сегодня практически любой харизматичный театральный деятель может возглавить театр. Есть и еще более радикальный вариант реализовать себя в качестве театрального лидера: создать собственный театр. Это тоже возможно и происходит из года в год. В России театры растут как грибы, и этот национальный феномен — основа всех театральных успехов. В России мы имеем дело с театральной экосистемой, где все театры важны: и те, которые номинируются и получают «Золотые маски», и находящиеся только на пути к этому важному событию в своей жизни — а вероятность такая есть. В нынешнем году, по словам Марины Ревякиной, директора фестиваля, экспертное жюри осмотрело больше 900 спектаклей. Шанс есть у всех.
Люби драматурга, пока он живой
Теперь шанс есть и у драматургов: у них появилась своя номинация. В 2015 году в ее рамках проходил Конкурс конкурсов, который объединил действующие конкурсы драматургических произведений. В следующем году эту инициативу подхватил конкурс Фонда развития современного искусства «Кульминация», организованный по аналогичному принципу: победителей действующих конкурсов сводят в один список, их тексты оценивают эксперты и выбирают лучший голосованием. В этом году дирекция «Золотой маски» приняла очевидное решение: присуждать «Золотую маску» драматургу, спектакль по пьесе которого попал в списки драматических спектаклей больших и малых форм. В нынешнем году номинантов было всего трое, и победителем по иронии судьбы стал литовский драматург Марюс Ивашкявичус за свою пьесу «Русский роман», а спектакль по ней поставил еще один литовец — Миндаугас Карбаускис, возглавляющий Театр имени Владимира Маяковского.
Русский театр прирастает Прибалтикой
Дуэт литовцев Карбаускиса и Ивашкявичуса сотворил на сцене Театра Маяковского настоящее чудо, каковым является «Русский роман». Совершенство этого спектакля, его глубина, остроумие и заложенная в нем любовь к русской культуре настолько бросаются в глаза, что его творческое лидерство в этом году неоспоримо. Кроме того, это великолепная работа Евгении Симоновой, сыгравшей роль жены Льва Толстого (образ классика в спектакле остается за кадром) Софьи Андреевны. Доставшаяся ей «Золотая маска» за главную женскую роль еще одно очевидное решение. «Русский роман» написан и поставлен настолько вдохновенно, что в каждый момент спектакля невозможно предугадать, что будет дальше и какое решение най