Правила писательского клуба
По неизвестной мне причине сейчас все хотят писать. Единичные мастер-классы и целые писательские школы пользуются большой популярностью. Мне как критику это, с одной стороны, нравится. Это значит, что мне всегда будет о чем писать; может, среди нынешних возжаждавших писательской славы найдется один гений. С другой стороны, меня это пугает, потому что ужасных авторов среди нынешних возжаждавших наверняка будет очень много. Так гласит статистика.
Меня тоже часто спрашивают, как написать хороший роман. Ну, если бы я знал, то, наверное, уже давно бы написал. Но я могу поделиться советами опытных авторов. Вот, например, пять правил Джона Гришэма по написанию беллетристики. Гришэм — один из самых известных и популярных в Америке авторов триллеров. Если быть точным, то советы не его, а персонажа романа «Остров Камино», нечистого на руку книготорговца Брюса Кейбла. Правило первое: «Терпеть не могу прологи». Правило второе: «Изобилие персонажей». Нельзя вводить «двадцать персонажей в первой главе — много, пяти вполне достаточно, чтобы не запутать и не отпугнуть читателя». Правило третье: «Если есть необходимость подобрать нужное слово с помощью словаря, то выбирать следует из слов, в которых не больше, а лучше меньше, трех слогов». Героя, да и меня, да и вас, наверняка нервируют писатели, «демонстрирующие свою ученость использованием редких слов».
Правило четвертое: «При написании диалогов будьте добры пользоваться кавычками, иначе трудно понять, кому принадлежат слова». Правило пятое: «Большинство писателей слишком растекаются по древу, поэтому всегда ищите то, что можно выкинуть, например не несущие смысловой нагрузки предложения и ненужные сцены». Забавно, что у самого Гришэма в романе длиннющий пролог.
А вот три правила от Анны Гавальды. Купите удобное для спины кресло — это важно. Заведите собаку, во время прогулок с ней вам придет в голову много чего интересного. Отключите доступ к интернету и уберите подальше мобильный телефон.
Джоджо Мойес Все та же я
Издательство «Азбука»
Для любителей поржать
Джоджо Мойес — успешная производительница массового дамского чтива, относительно качественного, хотя и не требующего особой умственной деятельности при чтении. Английская девушка приезжает в Нью-Йорк, устраивается платной подругой к жене очень богатого человека и выясняет, что богатые тоже плачут. «Если Агнес собиралась на ланч, где имелся какой-то риск столкнуться с Жуткими Матронами, я старалась заранее ее развеселить и сбавить градус нервозности, посылала ей забавные гифки, чтобы поднять ей настроение во время еды».
Анна Гавальда Я признаюсь
Издательство АСТ
Для людей
Семь повестей, которые не связаны друг с другом сюжетно — но связаны тем, что их персонажам необходимо выговориться, выплакаться, признаться в чем-то, не обязательно в постыдном, а просто рассказать о своей жизни и тем самым хоть как-то облегчить душу. Это, конечно, сентиментальный мейнстрим, но по тексту разбросаны отсылки к классической французской литературе, особенно к Гюго. В первой новелле все ухаживание героя за героиней строится на цитировании великой галантной поэзии XVI века, и написано это крайне изящно.
Алексей Дурново Мяч в игре!
Издательство «Белая ворона»
Для людей
Для любителей поржать
Это, конечно, в первую очередь детская книга с соответствующими иллюстрациями, но от этого она не становится менее интересной для взрослых. Классический FAQ по футболу: долгий очерк о происхождении игры, история каждого конкретного правила, рассказ о чемпионатах мира и Европы, о клубных турнирах. Идеальная книга для взрослого, который бесконечно отстал от друзей, коллег и собутыльников в футбольно-информационном развитии и теперь хочет наверстать упущенное одним марш-броском.
Игра народная. Русские писатели о футболе
Издательство «Редакция Елены Шубиной»
Для людей
Сборники рассказов к важному событию, например к чемпионату мира по футболу, — вещь неизбежная. В случае с данной книгой первое, что бросается в глаза, — собранные воедино тексты как известных прозаиков, так и популярных людей, но все-таки не писателей. То есть Андрей Рубанов и Александр Генис стоят бок о бок с Василием Уткиным и Кириллом Набутовым. Уткин пишет о том, как он «килограммов пятьдесят пять тому назад» играл в футбол, Андрей Рубанов вспоминает игру Марадоны, Сергей Носов — первый опыт «боления», а Александр Терехов — как притворялся болельщиком.