Революции — вечная проблема человечества. Еще в папирусе времен конца царствования Пиопи II, последнего фараона Древнего царства (XXII век до н. э.), говорится: «Бедняк полон радости. В каждом селении говорят: “Свергнем начальников среди нас”… Царя прогнали нищие». Возможно, это первое упоминание событий, которые сейчас назвали бы революцией. С тех пор революции происходили в разных странах мира неоднократно. Но, пожалуй, самый революционный период человеческой истории начался в конце XVIII века. Именно в это время свершились все великие революции: американская, французская, русская, китайская. Именно в это время возникла и теория революций.
В последнее время эта тема снова стала актуальной. Многочисленные случаи массовых волнений и непредсказуемых результатов выборов в разных странах и частях света заставляют вновь задуматься о революционных перспективах человечества. Вот почему книга видного американского социолога и историка Чарльза Тилли, недавно изданная на русском языке, не могла не обратить на себя внимания, хотя впервые была опубликована еще в 1978 году.
Изучать явление, не дав ему хотя бы предварительного определения, невозможно, и Тилли, конечно, делает это, опираясь в том числе на авторитет одного из самых известных революционеров в истории человечества — Льва Троцкого. Более того, обсуждая различные теории коллективных действий и революций, которые были разработаны такими гигантами социологии, как Дюркгейм, Милль, Вебер, Маркс, Тилли отдает предпочтение марксистскому анализу, который он стремится дополнить некоторыми достижениями других теоретиков.
Однако вернемся к определению революции. Вслед за Троцким Тилли для характеристики революционной ситуации использует понятие «многовластие». Для него это ситуация, когда более чем один властный блок осуществляет эффективный контроль над значительной частью государственного аппарата, территорией государства — и более чем один властный блок рассматривается частью населения страны как законный и суверенный. Понятно, что Троцкий в данном случае опирался на опыт двоевластия времен нашей революции 1917 года. И революционная ситуация, по Тилли, возникает в том случае, когда государство, ранее подконтрольное одной политической системе, становится объектом борьбы двух или более самостоятельных политических систем. А заканчивается революционная ситуация, когда одна из противоборствующих политических систем вновь восстанавливает монопольный контроль над государством.
Тилли отмечает ряд действий со стороны государства, которые могут вызвать появление таких политических групп. В первую очередь это внезапный отказ государства исполнять те свои обязанности, к которым население относится как к само собой разумеющимся и необходимым для выживания граждан, либо стремительный рост требований со стороны правительства по изъятию ресурсов у населения — например, повышение налогов, призыв на военную службу, реквизиция земель, продуктов и т. п. В этом случае происходит присоединение значительной части населения к р