Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Вопрос о революции должен оставаться открытым


Политика
719

Когда-то левые интеллектуалы желали революции сильнее, чем приговоренный к смерти — спасения. Их наследники в своих политических действиях выказывают неслыханную робость и тщательно взвешенную осторожность. Интернационалы превратились в маргинальные секты, митинги — в безобидные исторические реконструкции, а предел радикального действия свелся к лозунгу из какой-нибудь революционной старины, спешно нанесенному на заржавевший забор. Нонсенс: революцию погребли не умеренные консерваторы, глобалисты или сторонники традиционной семьи, а сами же левые.

Этот тотальный отказ даже думать о революции особенно сильно заметен в сегодняшней России — стране, которая еще недавно Пасху заменила Красным Октябрем. Которая, как свидетельствовал великий миф, грезила мировой свободой, спускаясь в шахты, включая станки или раскулачивая «остаточную сволочь».

Как и почему этот глобальный отказ от революции стал возможен на фоне вновь растущего неравенства, повсеместной «оптимизации» и безмерного могущества транснациональных корпораций? Об этом «Эксперт» поговорил с Борисом Капустиным, профессором Йельского университета, известным политическим философом, автором недавно вышедшей книги «Рассуждения о “конце революции”».

— Борис Гурьевич, само название вашей книги «Рассуждения о “конце революции”», где вы критически разбираете тезисы левых мыслителей, считающих революцию в современном мире невозможной, кажется парадоксальным на фоне той протестной активности, которую мы наблюдали хотя бы в прошлом году. Гонконг, Венесуэла, Москва, Ирак, Иран, Париж, Боливия — для вас эта волна протестов не имеет никакого отношения к понятию «революция»?

— Я не считаю все описанные вами события революциями. Ни одно из них не произвело фундаментальных перемен в жизни, не дало смены политико-экономических парадигм развития.

— То есть только радикальность общественных преобразований есть главный маркер «настоящей» революции?

— Мне не кажется, что и этот, как вы сказали, маркер является главным и самоочевидным показателем «настоящей» революции. И отнюдь не потому, что этот показатель несущественен. Проблема в другом.

Начнем с того, что не так легко понять, что именно является «радикальным». Историк Франсуа Фюре заметил о Великой французской революции, которую многие считают образцом радикальности: ничто так сильно не напоминает Францию времен Людовика Шестнадцатого, то есть кануна революции, как Франция времен Луи-Филиппа, — и это спустя более полувека после революции.

Конечно, многое произошло за это время. Но насколько реально изменились базисные структуры общества и насколько изменилась жизнь простого труженика, особенно где-нибудь в глубинке Бретани? Казнь короля не могла не потрясти существование элит. Но бретонскому крестьянину какой с этого прок и как это повлияло на его повседневную жизнь?

Кроме того, действительная радикальность революции обнаруживается только задним числом, когда прорастают брошенные ею в почву общественной жизни семена. Причем нередко сами эти семена попадают туд