В этом году фильм Мартина Скорсезе «Ирландец» получил десять номинаций на «Оскар», но в итоге ни одного приза. Собравший статуэтки в основных номинациях корейский режиссер Пон Чжун Хо осознал неловкость ситуации и попытался сгладить ее в ходе церемонии награждения призывом к овации в пользу классика мирового кинематографа. Возможно, таким образом он смог избавиться от чувства вины перед Мартином Скорсезе, на фильмах которого, по собственному признанию, учился. Но едва ли кореец смог таким образом развеять разочарование американского режиссера по поводу реакции американского киносообщества на его opus magnum. За два месяца до церемонии вручения «Оскара» 77-летний Скорсезе объявил, что «Ирландец» может стать его последним фильмом, недвусмысленно намекая на свои ожидания от результатов голосования членов киноакадемии. Когда, уже после «Оскара», он написал в личном письме Пон Чжун Хо, что тому следует отдохнуть после хорошо проделанной работы, то, конечно же, имел в виду себя, желая корейскому режиссеру отдыха, о котором мечтал сам.
Пон Чжун Хо перебежал ему дорогу. Приз «За лучшую режиссуру» должен был достаться Скорсезе, и никому другому. Но Скорсезе оказался в ловушке, в которой уже побывал семнадцать лет назад, когда поставленные им монументальные «Банды Нью-Йорка» с Дэниелом Дэй-Льюисом и Леонардо ди Каприо тоже получили десять номинаций — и ни одного приза. Всего Мартин Скорсезе девять раз номинировался на премию «Оскар» как режиссер и только однажды в своей многолетней и необычайно разнообразной карьере смог ее получить — за фильм «Отступники». Это всего лишь один из парадоксов самой престижной кинопремии в мире, которая год от года ведет себя все более непредсказуемо. В отличие от самого Скорсезе, который на протяжение долгих десятилетий, проведенных в Голливуде, сумел не только сохранить отличную творческую форму, но и остаться самим собой.
Том Шон, автор книги о Мартине Скорсезе, не вдается в детали личной биографии режиссера. В ней только упоминаются имена пяти его жен и иногда обстоятельства, в которых они познакомились. И в этом есть своя правда: биография режиссера — это его фильмы. Особенно если речь идет об авторском кинематографе, который исповедует Скорсезе, один из немногих, кто умеет превращать авторские и почти всегда очень личные высказывания в крупномасштабные проекты. Он получил на это право еще в 1974 году вместе с каннской «Золотой пальмовой ветвью» за «Таксиста», сразу им воспользовался и решил вытащить на себе оммаж поющему и танцующему Голливуду сороковых-пятидесятых — «Нью-Йорк. Нью-Йорк». Фильм провалился в прокате: слишком много кокаина во время сьемок, слишком много любви к исполнительнице главной роли Лайзе Минелли. И этот коммерческий провал не единственное поражение Мартина Скорсезе, которые он, в отличие от очень многих американских режиссеров, научился не отличать от побед.
В книге поражает то, насколько близки проблемы голливудского режиссера тем, с которыми приходилось сталкиваться режиссерам советским. Скорсез