Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Поезду навстречу


Культура
166

Музыкальное преображение пошло сюжету только на пользу. Если кто-то до сих пор не осознал масштаба и совершенства толстовского романа, то мюзикл «Анна Каренина» дает ему еще один шанс. Либретто Юлия Кима фокусируется на ключевых сценах романа. Они перенесены в новый формат столь бережно, что тень великого писателя может ни о чем не тревожиться. Сюжетная архитектура «Анны Карениной» не претерпела изменений, никаких экспериментов Юлий Ким себе не позволил: Каренина, Вронский, Левин, Кити — все остались сами собой. Судьба, вероломно нарушающая мирное течение их обывательской жизни, традиционно явлена в облике поезда. Цивилизация несется на всех парах и сминает все на своем пути. Слова о прелести жизни в деревне по-прежнему находят отклик в сердцах, мы снова тоскуем о невосполнимо утраченном идеале, одновременно понимая, что сами уже давно сидим в этом поезде и каждый успел устроиться в нем «согласно купленным билетам» — кто как.

Либретто лишний раз подтверждает статус Юлия Кима как живого классика русской культуры, выходящего за рамки амплуа автора и исполнителя, сочинителя текстов для популярных песен, звучащих в столь любимых нами советских фильмах. Этот статус со всей ясностью был обозначен в прошлом году присуждением Киму самой престижной в русскоязычном поэтическом мире премии «Поэт». А на днях обнаружилось, что награда эта стала предвестием общемирового тренда в восприятии текстов, которые предназначены для существования в сопряжении с музыкой. После присуждения Нобелевской премии Бобу Дилану мы наконец начинаем догадываться о степени их значимости и влияния на сознание современного человека. Нетрудно догадаться, даже не предпринимая для этого специальных научных исследований, а обращаясь исключительно к собственному культурному опыту, что очень значительная часть въевшегося в кожу культурного слоя состоит как раз из подобного рода текстов. И перевоплощение в мюзикл великого русского романа, составившего едва ли не главную славу русской литературы, самая что ни на есть естественная вещь.

При всем почтении к Толстому, которое угадывается в либретто Юлия Кима, классику XIX века не удалось до конца подмять под себя классика современного. Ким со свойственным ему юмором может позволить неожиданную аллюзию: например, «Принц Гамлет был большой философ…» — поет Стива Облонский, заставляя нас припомнить строчку «Товарищ Сталин был большой ученый». Сопоставление Гамлета и Сталина, тем более в устах Облонского, почти ничего не значит, но звучит остроумно и укладывает текст в рамки культурного опыта современных зрителей, особенно тех, кто успел провести хотя бы часть осознанной жизни в прошлом веке и где-нибудь да слышал песню Юза Алешковского. Но самое важное достоинство текста Кима, то, в чем проявились его многоопытность и настоящий профессионализм, —создание с помощью шлягер-фраз системы смысловых сигналов, по которым мы считываем «Анну Каренину» на сцене. Мы не только угадываем хорошо знакомый сюжет, но вновь следим за его развитием и переживаем за г