В самом начале выставки — декоративное панно Михаила Врубеля «Полет Фауста и Мефистофеля» из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. В центре — врубелевская «Царевна Лебедь», но уже из собрания Третьяковской галереи. Чтобы «Гений века» состоялся, объединились три музея. Цель выставки — показать публике не только картины русских художников начала XX века, в том числе Коровина, Кончаловского, Ларионова, Петрова-Водкина — все, кроме авангарда, но и высокие музейные технологии, когда выставка становится событием, которое нельзя не заметить. Центральная фигура — директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова. Здесь она почти мифический герой, притягивающий выставочный успех, и видно, насколько она и в самом деле харизматична и убедительна во всем, что говорит и делает. «В нашем зале еще никогда не было столько журналистов», — отмечает Зиля Валеева, директор музея-заповедника «Казанский кремль», в комплекс зданий которого входит «Эрмитаж-Казань». Трегулова притягивает не только телекамеры, но и смартфоны. Ее воспринимают как селебрити, каждое слово и каждый жест которой необходимо фиксировать. У нее право первой экскурсии по выставке, когда среди зрителей президент Татарстана Рустам Минниханов. Он — в числе тех, кто захотел, чтобы эта выставка состоялась, и предпринял для этого все необходимое.
Трудно себе представить, что не так давно выставки в музее были по-настоящему интересны лишь для избранных: тех, кто совершил некоторые усилия, чтобы понимать язык живописи. Теперь все иначе. Выставки преобразились и приобрели несколько уровней восприятия. Открытие выставки — идеальное светское событие. Пробежав по залу и получив свою порцию зрительных впечатлений, сфотографировавшись на фоне шедевра и тут же выложив фото в социальную сеть, человек чувствует, что жизнь проходит не зря, что она озарена светом высокого искусства, и хотя оно не совсем понятно, но в его качестве не приходится сомневаться. Оказываясь на выставке и тем более фотографируясь в зале — а это почти обязательный ритуал, — человек словно помещает себя внутрь развешанных на стенах картин. Это больше чем просто ритуал, сопутствующий посещению выставки. Возможно, в нем и заключается ключевой смысл взаимодействия зрителя с картиной в физической реальности. Не просто увидеть, но стать частью волшебного мира, созданного воображением художника.
С «Царевной Лебедью» можно сфотографироваться не только в зале. Ее объемная репродукция, увеличенная до высоты человеческого роста, встречает посетителей еще до того, как они поднимутся в зал «Эрмитаж- Казани». Прием, который арт-менеджеры, как можно догадаться, позаимствовали у тех, кто занимается продвижением большого кино. Естественная потребность человека фиксировать в памяти все, что с ним происходит, с помощью визуальных образов превращается в мощнейший инструмент продвижения чего бы то ни было. Стоит человеку сообщить «городу и миру» о том, что «он здесь был», как это мгновенно порождает чувство неполноценност