«Импрессионизм в авангарде» — пример того, как изменился формат изданий, приуроченных к выставкам. Теперь это полноценный том, вмещающий в себя не только картины, представленные на выставке, но и те, которые могли бы на ней оказаться, но не оказались в силу тех или иных причин. Книга не только расширяет представление о той теме и о том историческом периоде, которым посвящена выставка, но и являет собой самостоятельное издание, которое может существовать не только во время выставки, дополняя ее информационный и визуальный ряд, но и продолжать свою жизнь и после того, как выставка закончит свою работу.
Это свидетельствует о том исследовательском потенциале, которым обладают те или иные музейные коллективы. Сейчас, когда соперничество между ними только растет, помимо традиционной борьбы за аудиторию между наиболее конкурентоспособными Третьяковкой и Пушкинским за нее сражаются и частные музеи. В этой борьбе важен каждый козырь, и насыщенный информацией качественно изданный каталог — один из них.
«Импрессионизм в авангарде» — из тех каталогов, которые наиболее ярко свидетельствуют об амбициях музея, который он представляет. В нем можно прочесть не только очень качественную обзорную статью Ильи Доронченкова, который пишет о судьбе импрессионизма в России в целом, и дополняющую его статью самого видного эксперта в области русского авангарда Андрея Сарабьянова, который выделяет из потока русских импрессионистических художников тех, кто потом по-настоящему прославился в других направлениях, но и исторические тексты самих художников. Музей русского импрессионизма претендует не просто на правильное позиционирование в череде музеев, но четко представляет историческую задачу, которая перед ним стоит. Тем интереснее то, что с ним происходит сейчас, и то, что с ним будет десять лет спустя.
Импрессионизм в авангарде: каталог выставки. — М.: Музей русского импрессионизма, 2018. — 216 с. — 1000 экз.