Диалог Петербурга и Ленинградской области о том, как должна развиваться петербургская агломерация, наладить, похоже, не удается. Казалось бы, за последний год в вопросах развития консолидированных территорий наметилась оттепель. Хоть и вяло, но все-таки заработал Координационный совет правительств двух регионов. Ленобласть приняла стратегию долгосрочного развития до 2025 года, в которой, хоть и в общих чертах, но все-таки определены возможные сценарии развития прилегающих к городу территорий. Не без чуткого надзора федерального центра город и область достигли ряда договоренностей по развитию транспортной системы, в том числе метро и транспортно-пересадочных узлов. Но, пожалуй, транспорт – пока единственная отрасль, где удалось добиться какой-то синхронизации планов развития. Для этого потребовались кураторство Минтранса и создание на федеральном уровне Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но если бури вокруг транспортных проблем поутихли, то по самому актуальному вопросу – градостроительному, город и область общий язык найти не могут. Весьма странно на фоне предпринимаемых попыток хоть как-то скооперироваться в этом вопросе выглядят недавние заявления петербургских чиновников о необходимости приостановить строительство на территориях Ленобласти, расположенных в 30-километровой зоне вокруг города.
Ленобласть в своей стратегии до 2025 года дала понять, что для нее агломерация – один из ключевых моментов. Петербургские власти с приоритетами не определились, но уже успели выступить с идеями о «хирургическом вмешательстве» в градостроительную среду на прилегающих к городу землях. И не просто вмешательстве, а в пользу реновации городских промышленных зон. Это уже не первая попытка города повлиять на пригородные зоны – в 2007 году правительство Петербурга уже предлагало закон, ограничивающий строительную деятельность в зоне 50 км.
У каждого региона, конечно, свои интересы, но в свете сделанных заявлений непонятно, почему область должна идти навстречу городу, если последний не может самостоятельно решить свои проблемы. Вдвойне странно и то, что заявление о запрете строительства в пригородной зоне городские чиновники мотивировали заботой о петербуржцах. Именно горожане живут сегодня на этих территориях, и вместо того, чтобы сделать их жизнь комфортнее, власти фактически предлагают ввести «черту оседлости».
В любом случае очевидно, что процесс разрастания агломерации неизбежен. Сценариев развития тут не так уж и много – объединение или присоединение (пусть даже неформальное). В основе этих процессов должна лежать единая концепция создания качественной жилой и деловой среды, чего за подобными странными заявлениями чиновников пока не видно. От регионов не требуется вырабатывать единые цели, нужно лишь услышать друг друга. То же самое касается и развития бизнес-среды. Если ситуация с развитием пригородных земель не прояснится, можно ожидать, что бизнес займет настороженную позицию, используя современную интернет-мудрость – «в любой непонятной ситуации ложитесь спать». А спячка бизнеса не на пользу ни Петербургу, ни Ленобласти.