Правительство форсирует работу по введению единого местного налога на недвижимость. Уже в 2013 году он должен заменить два действующих местных налога: земельный и имущественный. Минфин разработал поправки в налоговое законодательство. По словам замдиректора департамента Минфина Сергея Разгулина, документы направлены на согласование в министерства и ведомства. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) приступает к оценке 65 млн объектов капстроительства по всей стране. Национальный совет по оценочной деятельности ускоренными темпами разрабатывает федеральные стандарты оценки недвижимости и нормативную базу.
Предстоящая налоговая реформа уже вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Бытует мнение, что власти придумали новый способ обдирания граждан и сокращения федеральных субвенций регионам. Однако есть несколько соображений, позволяющих взглянуть на эту проблему под несколько другим углом.
Зыбкая база
Попытка введения местного налога на недвижимость предпринимается не впервые. Еще в 2004 году Госдума приняла в первом чтении соответствующий законопроект. Но дальнейшее принятие и обсуждение документа было заблокировано. Камнем преткновения стало отсутствие механизма массовой оценки рыночной стоимости недвижимого имущества. Предполагалось, что оценку для целей налогообложения будет осуществлять некий орган местного самоуправления, руководствуясь методами массовой оценки. Однако разработкой методики никто не занимался. Вместо этого преобладали абстрактные программные наработки, чреватые для налогоплательщиков серьезными неприятностями. В конце концов реформа была отложена и окончательно заглохла.
А надо ли вообще что-то менять? Сегодня структура налоговых поступлений в местные бюджеты такова. Около 70% приходится на подоходный налог с физических лиц, около 25% — на имущественный налог, около 5% — на земельный налог. Такая диспропорция (рассчитана на примере бюджета одного из подмосковных муниципалитетов) объясняется несправедливой и нелогичной системой начисления имущественного и земельного налога. Базой для налога на имущество является инвентаризационная стоимость объектов, которую оценивают бюро техинвентаризации, БТИ. Инвентаризационная оценка привязана к стоимости строительства и износу зданий, но не учитывает его месторасположение и рыночные цены. Отсюда — колоссальные погрешности при начислении налога. Например, собственник трехкомнатной квартиры стоимостью около полумиллиона долларов, расположенной в старом здании в центре Москвы, может платить около 140 рублей налога в год. А владелец малогабаритной квартиры в новом панельном доме на окраине — несколько тысяч рублей в год.
Или другой пример. В 2009 году в Кировской области средняя стоимость объекта недвижимости, по оценке БТИ, составляла 35,5 тыс. рублей. Граждане в среднем ежегодно платили около 35 рублей имущественного налога. И лишь в последнее время, озадачившись дефицитом бюджета, региональные власти взвинтили коэффициенты пересчета инвентаризацио