Нынешняя ситуация на цементном рынке напоминает сюжет сказки про барона Мюнхгаузена. Он, спасаясь от турок, попытался перепрыгнуть через болото на коне, но шлепнулся в трясину и стал тонуть. Отечественные цементники оказались в такой же ситуации. Сначала они взвинтили цены на цемент до небес, а затем, спасаясь от хлынувшей на рынок импортной продукции (преимущественно, кстати, турецкой) и финансового кризиса, были вынуждены резко сократить объемы производства: более чем на 40%. Сегодня некоторые игроки цементного рынка жалуются и уповают на государство. Однако помощь от властей не приходит. Поэтому самое время воспользоваться рецептом Мюнхгаузена и самостоятельно потащить себя из болота.
Призывы к самоспасению звучали и на конференции «Цемент 2009: вместе против кризиса», которая на днях состоялась в Геленджике. «Не стоит надеяться на протекционистские меры правительства. Надо надеяться на себя, вести грамотную сбытовую политику, внедрять новые технологии, гарантировать качество продукции», — уверен руководитель торгового дома «Цемснаб» Юрий Ерокин. По мнению профессора, руководителя компании «Цемискон» Зиновия Энтина, кризис должен образумить цементников и заставить владельцев заводов задуматься, как им жить дальше: защищаться от конкуренции заградительными пошлинами и жить за забором либо кардинально менять технологический уклад отрасли.
Сегодня цементная промышленность оказалась заложником технологической отсталости. В то время как зарубежные цементные заводы обслуживают 150–200 человек, на самых продвинутых российских предприятиях заняты до 500–600 рабочих, а на прочих в два раза больше. На Западе повсеместно применяется специальное оборудование для контроля гранулометрии цемента: встроенные системы выдают полную характеристику состава сырья и автоматически регулируют работу мельниц. А у нас до сих пор качество цемента проверяется по остатку на сите. «Инновациями, при которых изменяется технология, а не отдельные производственные циклы, вообще никто не занимался полвека», — сетует Энтин.
«Сегодня в России производится преимущественно бездобавочный цемент. Между тем, например, зола — прекрасное сырье для цементной промышленности. Однако доменные шлаки не используются, хотя их навалом, — констатирует руководитель научно-исследовательского центра “Гипроцемент-наука” Лев Бернштейн. — Однажды я был на двух заводах в США, которые мелят гранулированный доменный шлак. Оказывается, американское правительство за каждый квадратный метр земли, использованной под хранение отходов, берет 50 долларов, поэтому использовать отходы выгодно. А у нас стоимость земли под хранение отходов копеечная. Поэтому металлурги сваливают шлак в отвалы, не гранулируют. Более того, энергетики говорят цементникам: берите шлак по 1500 рублей за тонну, сами обрабатывайте».
До кризиса в разных стадиях реализации находились около 12 проектов строительства новых технологических линий. Некоторые из них находятся в завершающей стадии. Однако, как справедливо заметил один из докладчиков, набор цементных заводов — это не цементная промышленность. Цементная промышленность — это еще и машиностроительные предприятия, институты, логистика. «Например, в США при объемах выпуска цемента порядка 100 млн тонн в год мощность портовых терминалов составляет около 20 млн тонн. В период активности строительного рынка они цемент завозят, восполняя дефицит, а в период рецессии — продают на внешние рынки. Даже Швеция, производящая 3 млн тонн цемента, имеет на берегах Балтики десять терминалов. А у нас?» — задается риторическим вопросом Бернштейн. По словам гендиректора предприятия «Техприбор» Александра Липилина, ситуация в машиностроении (в том числе ориентированном на цементную промышленность) хуже некуда, продолжаются сокращения персонала, прежде всего квалифицированных рабочих, станочников. По его словам, «отечественное машиностроительное производство в том виде, в каком оно существовало до кризиса, уже никогда не восстановится».
Что же касается возможных мер государственного стимулирования цементной отрасли, то в качестве примера для подражания эксперты часто приводили Китай, который стал не только крупнейшим экспортером цемента, но и крупнейшим экспортером оборудования и инжиниринговых услуг по созданию новых предприятий. Неудивительно, что производство цемента в Китае в первом квартале 2009 года возросло. Государство поддерживает цементников и в других странах. Например, в Турции для экспортеров действует система поощрительных сертификатов: если в течение пяти лет после начала осуществления проекта, поддержанного таким сертификатом, предприятию удается достичь определенного объема экспортной продукции в общем объеме производства, то вложенные в его реализацию долгосрочные инвестиции и кредиты освобождаются от налогов, пошлин и процентов.
По мнению экспертов, чтобы выжить, цементникам надо не только полностью обновить производственную цепочку, но и повернуться лицом к потребителям. Для покупателей цемента важны три показателя: качество, сроки, объемы. В то же время российские цемзаводы, избалованные конъюнктурой, до недавнего времени не уделяли этому обстоятельству должного внимания. «Между тем у бетонного завода есть определенная емкость: к примеру, шесть вагонов. И если ему приходит семь вагонов цемента, то у директора предприятия волосы дыбом встают: он не знает, куда деть излишки», — говорит один из участников конференции. Неудивительно, что многие строительные компании и производители стройматериалов умышленно отказываются от российского цемента в пользу импортного. И все только лишь потому, что именитые зарубежные поставщики — шведы, немцы — всегда привезут цемент гарантированного качества, точно в срок и в оговоренном объеме. Остается надеяться, что кризис все-таки научит и российских производителей держать марку.