В Санкт-Петербурге не утихает скандал, связанный с проектом 400-метрового небоскреба «Охта-центр» (ранее «Газпром-сити», в народе — «кукурузина» или «газоскреб»). Планы строительства небоскреба, который может нависнуть над историческим центром, вот уже четыре года вызывают протесты специалистов, общественности и даже ЮНЕСКО со Всемирным фондом защиты памятников. Но, несмотря на все протесты, «Газпром» и власти Санкт-Петербурга до недавних пор настойчиво продвигали этот проект. Однако в последнее время появились признаки того, что решение о строительстве огромной высотки может быть пересмотрено в Кремле.
Рожденный в скандале
В 2006 году, когда стало известно, что «Газпром» планирует построить 300-метровую высотку напротив Смольного на слиянии рек Охта и Нева, против проекта резко выступили Союз петербургских архитекторов и Российский союз архитекторов. Мотивировка актуальна и сегодня: планируемый небоскреб в два раза выше шпиля Петропавловского собора, в три с лишним раза — Исаакиевского собора и собора Смольного монастыря. Такое архитектурное решение резко контрастирует с исторической застройкой Петербурга, а потому неприемлемо. Не было оснований для появления небоскреба и с правовой точки зрения: в этом районе в 2006 году было разрешено строительство зданий высотой не более 48 метров (сейчас — до 100 метров).
В том же году скандал произошел на международном архитектурном конкурсе. Три из четырех архитекторов (Норман Фостер, Кисё Курокава и Рафаэль Виноли) вышли из состава жюри. Они заявили, что возведение 300-метрового небоскреба в непосредственной близости от исторического центра Санкт-Петербурга нарушит гармонию города. Это, впрочем, не помешало довести конкурс до конца. Звезды (Кулхаас, Нувель, Либескинд, Фуксас) в нем проиграли. Победило английское бюро RMJM, предложившее самое высокое здание — 396 метров. За проектирование архитекторам был обещан гонорар в 100 млн долларов.
Дальше — больше. ЮНЕСКО просит Россию приостановить проект и грозит исключить Санкт-Петербург из списка объектов всемирного наследия. Всемирный фонд защиты памятников включает «линию горизонта» Санкт-Петеребурга в список объектов, находящихся в опасности. В самом городе борьба с «газоскребом» становится массовой. Проект становится символом агрессивного вторжения капитала в исторический город. Застройщик меняет название проекта (с «Газпром-сити» на «Охта-центр») и начинает пиар-кампанию. Однако массовую раздачу денег сторонникам башни, принимавшим участие в мероприятиях, фиксирует пресса.
Ситуация обострилась в этом году. Результаты визуального анализа, проведенного несколькими группами исследователей, оказались неутешительны: «Охта-центр» будет виден со многих точек центра города. Застройщик безуспешно пытался это опровергнуть, заверяя, что небоскреб получится почти невидимым, то есть городских панорам не испортит. Но, если вдуматься, абсурд кроется уже в постановке задачи: небоскреб для того и возводится, чтобы его было видно. Строить высотку-невидимку вообще нет смысла