Россия оказалась лидером в Европе по количеству строящихся торговых центров. К таким выводам пришли специалисты международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield. По их данным, в первом полугодии 2010 года в России было построено 428,513 тыс. кв. м торговых центров, из них 41% приходится на Москву. К 2012 году российские девелоперы обещают подготовить еще 2,3 млн кв. м. В результате, по данным компании Blackwood, обеспеченность профессиональными торговыми площадями в Москве на сегодня составляет 265 кв. м на 1000 жителей.
Для сравнения: количество новых ТЦ, открытых в Западной Европе, снизилось до самого низкого с 2005 года уровня. В первой половине этого года было введено всего 2,1 млн кв. м новых площадей. Всего за этот период было запущено в работу 64 торговых комплекса. Это в два раза меньше аналогичного показателя 2009 года, когда было открыто 120 магазинов. Вообще за первые шесть месяцев 2010 года в десяти европейских странах, включая Чехию, Венгрию и Ирландию, не было открыто ни одного ТЦ.
Лидерство России объясняется большой площадью страны и нехваткой торговых площадей, объясняет старший вице-президент Knight Frank Андрей Закревский. Кроме того, напоминает он, в 2010 году возобновились многие стройки, замороженные в прошлом году. Тогда объем строящихся торговых площадей резко упал — в первом полугодии 2009 года возводилось 1,8 млн кв. м площадей против 10 млн кв. м в аналогичный период 2008 года. К тому же отложенный спрос способствует довольно активному развитию ритейла. Аналитики считают, что темпы прироста рынка сетевой продовольственной розницы могут превысить в 2010 году 20%.
«По сути дела темпы развития сегодня ограничиваются физическими возможностями операторов, а не рынком», — отмечает руководитель отдела исследований и стратегического консалтинга Cushman & Wakefield Денис Соколов.
По словам риэлторов и аналитиков рынка, ритейлеры буквально в очередь становятся за новыми торговыми помещениями. «Ни аномальная жара, ни смог не оказали сколь-нибудь значимого влияния на сделки по продаже и аренде торговых центров и складских помещений», — отмечают в Penny Lane Realty.
«На просмотр действительно интересных и стоящих объектов выстраивались очереди из потенциальных арендаторов», — рассказывает Алексей Могила, директор департамента торговой и региональной недвижимости компании Penny Lane Realty. Наиболее активны в этом отношении крупные федеральные ритейлеры, пережившие пик кризиса и сохранившие потенциал развития.
Среди наиболее интересных тенденций этого лета эксперт отмечает плавный переход к укрупнению торговых форматов со стороны ведущих ритейлеров. «В частности, такие компании, как Media Markt, «Ашан», Х5, «О'кей», Real, «Вестер», Castorama, OBI, сейчас смотрят площадки для размещения гипермаркетов в Подмосковье и городах-миллионниках», — отмечает Могила. Рост крупноформатных магазинов — гипермаркетов и дискаунтеров — объясняется легко: спрос растет там, где дешево. Летне-осенняя инфляция этот тренд закрепляет.
В то же время спросом пользуются и совсем маленькие форматы, предназначенные для «магазинов у дома». Так, принадлежащая французской группе Auchan сеть супермаркетов «Атак» с текущего года начала активную экспансию на российский рынок. Как сообщил сегодня директор по развитию ООО «Атак» Доминик Майе, в 2010 году будет открыто 17 магазинов, а в течение пяти лет — 160 в центральных регионах России.
В региональном плане наиболее активный рост торговых площадей естественно наблюдается в Москве и Северной столице. На вторую половину 2010 года придется открытие таких крупных торговых центров, как «Галерея» в Санкт-Петербурге (93 тыс. кв. м) и Mall of Russia в столичном ММДЦ «Москва-Сити» (101 тыс. кв. м).
«Региональный рынок гораздо медленнее, чем столичный, выходит из кризиса», — рассказывает коммерческий директор DVI Real Estate Алексей Харламов. Но и он приходит в себя. Количество дешевых предложений в сегменте торговой недвижимости в регионах сейчас отстает от спроса. Это позволяет большинству собственников задуматься о повышении арендных ставок. Сейчас арендаторы платят в среднем 10 тыс. рублей за кв. м за пределами Москвы.
Рост торговой недвижимости продолжится и в дальнейшем, считают ритейлеры. «Повлиять не развитее могут разве что попытки обвинить ритейлеров в усиливающейся инфляции. Сегодня власти часто указывают на продавцов как на источник инфляции. Если в результате будут созданы дополнительные ограничения, это может сказаться на них негативно. Особенно с учетом того, что именно сетевой ритейл сопротивляется инфляции. Стихийный ритейл гораздо в большей степени участвует в инфляционных процессах», — говорит Соколов.