Рынок торговой недвижимости Москвы одним из первых почувствовал удар кризиса: потенциальные покупатели были вынуждены отказаться от своих планов. Однако сейчас спрос, а вслед за ним и арендные ставки практически восстановились.
Кризис привел к пересмотру концепций новых торговых центров. Все чаще девелоперы говорят об аутлет-центрах, где продукцию известных марок можно будет купить со значительными скидками.
Кризисная пауза дает возможность подвести некоторые итоги развития этого сегмента. В частности, интересен вопрос: насколько московские торговые центры последнего десятилетия самобытны, чем они отличаются от торговых центров Европы и Америки?
По докризисным ставкам
«Трудные времена позади» — в этом уверено большинство экспертов рынка торговой недвижимости Москвы. «Последние полгода отмечается оживление как потребителей, так и профессиональных игроков рынка. На фоне увеличения доходов населения и роста оборота розничной торговли в столице открываются масштабные объекты и анонсируются проекты новых для России форматов. Ведется активная работа по реконцепции небольших торговых комплексов, которые уступают конкурентам в новых экономических условиях», — говорит директор департамента торговой недвижимости Colliers International Галина Малиборская.
Рынок торговых площадей обычно описывают тремя ключевыми параметрами: динамикой арендных ставок, объемом вакантных площадей и количеством новых проектов. Если рассматривать первые два, то можно говорить как минимум о стабилизации рынка торговой недвижимости Москвы.
«Основная тенденция последнего времени — рост среднего уровня арендных ставок и сокращение доли свободных помещений», — говорит заместитель генерального директора компании TriGranit Development Russia Марианна Романовская. По ее данным, во втором квартале 2010 года средняя арендная ставка в торговых центрах достигла 1–1,1 тыс. долларов за квадратный метр в год, что примерно равно показателям 2008 года.
А о вакантных площадях в торговых центрах у участников рынка нет единого мнения. «Во втором квартале доля свободных помещений составила менее двух процентов, что лишь на несколько долей процента больше, чем в докризисном 2007 году. Здесь, однако, свой вклад внесло сокращение числа вновь вводимых помещений из-за практически полной приостановки большинства крупных проектов на стадии строительства», — говорит Марианна Романовская.
С ней не согласен директор по Европе, России и СНГ, начальник отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle Максим Карбасникофф: «Вакантных площадей в Москве сейчас примерно восемь-девять процентов. И до конца года их станет еще больше — в первую очередь за счет крупных объектов, которые будут введены в эксплуатацию в 2010 году».
Примерно так же оценивает этот показатель и Галина Мариборская. По ее данным, доля вакантных помещений в столичных торговых комплексах продолжает оставаться на уровне 7–10%, что связано с выводом на рынок новых объектов. Впрочем, далеко не во всех торговых центрах свободных помещений в кризи