Классическая теория миграции, проверенная многолетними наблюдениями, предусматривает два независимых миграционных потока — урбанистический и климатический. Первый — переселение людей из деревень в города, оттуда — в крупные города и столицы. Второй поток миграции связан с движением народов из холода в тепло. У нас единственный теплый регион (в субтропическом поясе) — Краснодарский край, где относительно крупными городами являются Сочи и Краснодар (см. «Центр притяжения номер один», «Эксперт» № 43 и «Центр притяжения номер два», «Эксперт» № 49 за 2018 год), которые и стали лидерами миграционного притяжения всей страны (84 и 77% за десять лет соответственно). Стоит отметить, что, судя по динамике удельного роста населения российских столиц (Москва — 12% за десять лет, Петербург — 17%) и южных городов, вторые явно опережают первые по привлекательности. Впрочем, наше исследование показало, что российские столицы уступают не только теплым краям, но и вполне суровым городам. На третьем месте рейтинга растущих городов — Тюмень (37% за десять лет), которая не подходит ни под одну модель теории миграции. Ведь в сибирском и уральском макрорегионах, на стыке которых и располагается Тюмень, есть и крупные промышленные центры: Екатеринбург (13%), Казань (11%), Новосибирск (16%), однако они по сравнению с Тюменью растут очень слабо. Мы предполагаем, что Тюмень представляет собой пример третьей модели миграционной привлекательности, раньше в России не встречавшейся, — модели комфортной городской среды. То есть и инфраструктурно, и эстетически, и социально-экономически этот город настолько комфортен, что люди, приехавшие туда по урбанистической цепи из малых городов и деревень, в итоге не едут дальше, а те, кто уехал, пожалели об этом и вернулись.
Структура входящей миграции в Тюмени, конечно, не всероссийская, как в Сочи или Краснодаре, а локальная. Во-первых, это состоятельный народ с нефтедобывающего севера (ХМАО, ЯНАО). Жить постоянно в тех регионах по климатическим причинам невозможно, и люди, заработав миллионы в нефтянке, едут в Тюмень — к своим детям, которых они отправили сюда учиться. Во-вторых, это переселенцы из других регионов Западной Сибири, уровень жизни и экономики в которых, мягко говоря, значительно ниже, — Курганской и Омской областей. И третья волна — из Северного Казахстана, население которого (особенно молодежь) выбирает для жизни почему-то не Астану и Алма-Ату на юге, а нашу северную Тюмень. Миграционный поток из соседней страны особенно активизировался в 2014 году, после обвала рубля. Тут срабатывает фактор соотношения цены и качества: зарплата и уровень жизни в целом выше, а цены на недвижимость ниже.
— Да, Северный Казахстан полностью переехал сюда, — рассказывает агент по недвижимости компании «Этажи» Жанна Завершенюк. — Особенно с 2014 года: у них очень много денег появилось за счет падения рубля, и они тут все скупают. Тут ехать-то всего четыре часа до ближайшего их города. После казахской границы как будто в девяностые попадаешь —