Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Рост на страхе


Недвижимость
667

Классическая теория миграции, проверенная многолетними наблюдениями, предусматривает два независимых миграционных потока — урбанистический и климатический. Первый — переселение людей из деревень в города, оттуда — в крупные города и столицы. Второй поток миграции связан с движением народов из холода в тепло. У нас единственный теплый регион (в субтропическом поясе) — Краснодарский край, где относительно крупными городами являются Сочи и Краснодар (см. «Центр притяжения номер один», «Эксперт» № 43 и «Центр притяжения номер два», «Эксперт» № 49 за 2018 год), которые и стали лидерами миграционного притяжения всей страны (84 и 77% за десять лет соответственно). Стоит отметить, что, судя по динамике удельного роста населения российских столиц (Москва — 12% за десять лет, Петербург — 17%) и южных городов, вторые явно опережают первые по привлекательности. Впрочем, наше исследование показало, что российские столицы уступают не только теплым краям, но и вполне суровым городам. На третьем месте рейтинга растущих городов — Тюмень (37% за десять лет), которая не подходит ни под одну модель теории миграции. Ведь в сибирском и уральском макрорегионах, на стыке которых и располагается Тюмень, есть и крупные промышленные центры: Екатеринбург (13%), Казань (11%), Новосибирск (16%), однако они по сравнению с Тюменью растут очень слабо. Мы предполагаем, что Тюмень представляет собой пример третьей модели миграционной привлекательности, раньше в России не встречавшейся, — модели комфортной городской среды. То есть и инфраструктурно, и эстетически, и социально-экономически этот город настолько комфортен, что люди, приехавшие туда по урбанистической цепи из малых городов и деревень, в итоге не едут дальше, а те, кто уехал, пожалели об этом и вернулись.

Структура входящей миграции в Тюмени, конечно, не всероссийская, как в Сочи или Краснодаре, а локальная. Во-первых, это состоятельный народ с нефтедобывающего севера (ХМАО, ЯНАО). Жить постоянно в тех регионах по климатическим причинам невозможно, и люди, заработав миллионы в нефтянке, едут в Тюмень — к своим детям, которых они отправили сюда учиться. Во-вторых, это переселенцы из других регионов Западной Сибири, уровень жизни и экономики в которых, мягко говоря, значительно ниже, — Курганской и Омской областей. И третья волна — из Северного Казахстана, население которого (особенно молодежь) выбирает для жизни почему-то не Астану и Алма-Ату на юге, а нашу северную Тюмень. Миграционный поток из соседней страны особенно активизировался в 2014 году, после обвала рубля. Тут срабатывает фактор соотношения цены и качества: зарплата и уровень жизни в целом выше, а цены на недвижимость ниже.

— Да, Северный Казахстан полностью переехал сюда, — рассказывает агент по недвижимости компании «Этажи» Жанна Завершенюк. — Особенно с 2014 года: у них очень много денег появилось за счет падения рубля, и они тут все скупают. Тут ехать-то всего четыре часа до ближайшего их города. После казахской границы как будто в девяностые попадаешь —