Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Внутренняя мобильность


Регионы
189

Прежде всего не во всех отраслях одинаково выражена мобильность населения, отмечается в исследовании. Так, если в сфере промышленности и строительства 31% соискателей готовы рассматривать предложения о работе в другом регионе, то среди административного персонала таковых всего 12%. Объясняется это просто: бухгалтеры и секретари нужны в любой компании в любом регионе, а вот объекты промышленности и строительства сосредоточены в определенных районах, которые и привлекают соответствующих специалистов.

Другая интересная особенность — различное в разных отраслях число так называемых городов-аттракторов, привлекающих рабочую силу из других регионов. Для таких городов характерно большое число вакансий для иногородних, низкая мобильность местного населения, а также более высокие зарплаты, чем в среднем по отрасли. К городам-аттракторам относятся Москва и Санкт-Петербург с областями, но в разных отраслях появляются и другие города-аттракторы. Так, в сфере промышленности такими городами являются Калуга и Челябинск, в сфере строительства — Сургут и Тюмень. Это объяснимо. В 2011 году Тюменская область заняла второе после Москвы место по объему выполненных строительных работ. Кроме того, Сургут стал лидером российского рейтинга Всемирного банка и IFC Doing Business по легкости получения разрешения на строительство.

В сфере информационных технологий городами-аттракторами здесь являются Москва и Питер, а также Екатеринбург, Ижевск, Новосибирск, Тюмень. Пять из семи указанных регионов входят в десятку лидеров по объему инвестиций в основной капитал на оборудование для ИКТ. Эти же регионы входят в десятку городов с наибольшей долей организаций, использующих ERP-системы. Позитивная ситуация складывается и в сфере продаж. Здесь 10 городов-аттракторов: Барнаул, Вологда, Екатеринбург, Кемерово, Краснодар, Курск, Москва, Новокузнецк, Сочи, Сургут. Большая часть этих городов входит в топ-10 регионов с самыми значительными оборотами розничной и оптовой торговли.

Несмотря на несомненный плюс того, что не только Москва и Питер притягивают квалифицированную рабочую силу, подобные миграционные потоки в отдельные точки страны указывают на перекосы в экономике, уверена замдиректора аналитического департамента Елена Чернолецкая. К сожалению, в текущих процессах миграции есть минусы и для городов, и для самих мигрантов. Во-первых, объясняет эксперт, в текущей системе экономики полноценно развиваются только те города, которые так или иначе завязаны на одном крупном предприятии. Если говорить о Калуге, то здесь ключевым сейчас является Новолипецкий комбинат. Сургут и Тюмень связаны с деятельностью «Сургутнефтегаза». И в случае возникновения экономических затруднений ведущего предприятия региона начинается сворачивание жизнедеятельности города.

Во-вторых, приток мигрантов является нагрузкой на принимающий регион в социальном плане. Опять же в случае ухудшения экономической ситуации провал уровня жизни тут будет глубже, чем в тех областях, где приток трудовых ресурсов равномернее. В связи с этой проблемой нельзя говорить и о полноценном развитии промышленности в стране, заключает эксперт. Специалисты ограничены в выборе трудоустройства, экономические центры распределены неравномерно, а значит, приток инвестиций и взаимосвязи отдельных частей страны нарушены, что замедляет рост экономики государства в целом.

Есть и другой взгляд на ситуацию. Член бюро президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Александр Толстых считает, что существование городов, привлекающих рабочую силу из других регионов, очень благоприятно сказывается на экономике страны в целом и сомневаться в этом однозначно не приходится. Например, Калуга — ярчайший пример динамичного развития региона в несырьевом секторе, и темпы этой динамики не снижаются. В Сургуте и Тюмени вахтовый метод работы присутствовал еще с советских времен, пользовался достаточно большой популярностью. «Было бы хорошо для всех, чтобы в России количество городов, стимулирующих перемещение рабочей силы, постоянно росло. Спрос на рабочую силу, менеджмент, который курирует производственные процессы, говорит о развитии промышленности и инфраструктурных проектов. В целом это прямое отражение того, что рынок развивается. По опыту могу сказать, что часто просто физически не хватает местных кадров, поэтому рабочая миграция становится оптимальной альтернативой», — полагает эксперт.

Мобильность рабочей силы в России действительно имеет два аспекта, подводит итог партнер юридической компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Согласно исследованиям Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства, оборот (наймы плюс увольнения) составлял более 45% от среднесписочной численности населения. Это гораздо больше, чем в советские времена, когда текучесть кадров составляла 14%, и заметно больше, чем в странах Восточной и Западной Европы. Например, в Польше в период «шоковой терапии» аналогичный показатель составлял 42%, в Болгарии и Венгрии — 32 и 22% соответственно.

В целом миграционная мобильность рабочей силы в России весьма незначительна, указывает эксперт. Этому способствуют менталитет россиян, климатические особенности и большая территория с недостаточно развитой транспортной системой. Например, американцы за свою жизнь меняют место работы десять и более раз, средний срок работы на одном месте в США составляет 3,6 года. Для развитой и интегрированной экономики выгоднее перевезти к месту работы определенное количество рабочей силы, чем создавать предприятие там, где в наличии ее избыток, но нет необходимых природных ресурсов. Издержки инвесторов при размещении людей будут на порядок меньше транспортных и коммуникационных расходов при создании предприятия в неудобном месте. Так что российскому бизнесу стоит подумать над условиями оплаты и транспортной доступностью рабочих мест.