Низкое качество городской среды замедляет процесс модернизации во всей стране, полагают в Минэкономразвития. По мнению Набиуллиной, инновационная экономика глобальна, в ней приходится конкурировать «не только за инвестиции в инновации, … а за людей, носителей компетенций, инновационного предпринимательства», передает РИА «Новости» слова министра. Наши города «пока не являются достаточно привлекательными, и стоит это признать».
В дальнейшем, по прогнозам Минэкономразвития, количество малых и средних городов в РФ будет неуклонно сокращаться, а население – иммигрировать в мегаполисы. Уже на сегодняшний день поддержка неэффективных городов замедляет рост экономики страны на 2-3 процентных пункта в год. «Неэффективные города, – поясняет аналитик УК „Солид менеджмент” Максим Семянин, – это города, где отсутствуют градообразующие предприятия, которые бы смогли обеспечить 70% экономически активного населения работой и зарплатой. Такие города сосредоточены в средней части России, за Уралом и в Сибири ситуация иная, так как это энергодобывающие регионы с развитой тяжелой промышленностью. На наш взгляд, все неэффективные города должны заняться развитием животноводческих ферм и растениеводческими хозяйствами. Это был бы выгодный союз между городами и периферией, так как на данный момент крупные города не дополучают качественных и доступных продуктов питания, что, в свою очередь, способствует сокращению жизни населения „миллионников” примерно на 7-10 лет».
И за решение вопроса должны взяться как федеральные, так и муниципальные власти. «Должна быть смешанная модель муниципального развития с помощью с федерального уровня... На наш взгляд, баланс этих двух подходов – больше полномочий муниципалитетам плюс проекты развития крупнейших городов – могут стать основой пространственного развития в нашей стране», – считает Набиуллина.
Пока же перспективы небольших городов, несмотря на попытки властей привлечь внимание к проблеме, остаются туманными и малопривлекательными. Как уже заявило агентство S&P, «уровень капиталовложений в российских городах ограничивает целый ряд факторов: жестко регламентированный порядок госзакупок, неблагоприятный инвестклимат, недостаточность мощностей подрядчиков, низкое качество финансового и городского планирования, законодательные ограничения. Кроме того, все города, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, имеют ограниченные возможности самофинансирования».
При этом отдельное внимание следует уделить привлечению квалифицированных кадров, указала Набиуллина. Например, в международный рейтинг привлекательности городов для жизни компании Mercer в 2011 году попали только четыре города РФ: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и Казань, но они находятся в последних 20% из 221 города мира. «Это для нас сигнал и вызов. Мы, обладая такими не очень высокими позициями, и наш бизнес должны переплачивать за квалифицированных специалистов, которым нужно платить, компенсируя низкое качество городской среды», – пояснила министр.
Профессионалов привлекают крупные города – где больше возможностей для карьерного и профессионального развития, отмечают в аналитическом отделе UWC. В российской периферии, особенно в тех субъектах, где предприятие является градообразующим, а конкуренция практически сведена к нулю, проблема квалифицированных кадров обычно стоит довольно остро: низкие зарплаты, худшие условия труда и жизни по сравнению с мегаполисами и отсутствие карьерной перспективы. Другое дело, что морально неправильно было бы переходить к принципу мегаполисов повсеместно: это губительно для местного микроклимата. Поэтому разумнее было бы сделать ставку на развитие серьезных предприятий, расширение производств и обновление материальной базы – для специалистов это весомые плюсы, чтобы остаться работать в стороне от столицы. С этим мнением соглашается и аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов, который считает, что в идеале в стране должны быть крупные города с промышленностью, концентрацией других производств и предприятий, а небольшие населенные пункты должны быть ориентированы на сельское хозяйство и обеспечение собственных нужд.
Пока же в России существует «суперцентрализация», и с этим на сегодняшний день вряд ли что-то можно сделать. «Число регионов-доноров не растет, обеспеченность муниципального уровня доходами чрезвычайно низка. Поэтому нужна децентрализация, и такая работа уже проводится», – признала Набиуллина. Впрочем, даже избавление от этой проблемы не снимет задачи развития крупных городов. Необходима планомерная работа по развитию городской среды с использованием ресурсов на всех уровнях.
Основными же проблемами российских городов на сегодняшний день, отметила министр, являются административные сложности, которые затрудняют решения о территориальном расширении городов, уровень социальных услуг, личной безопасности и экологической чистоты. «Эти проблемы требуют определенной целенаправленной политики и решения, чтобы не становиться барьером развития новой экономики, которая концентрируется во многом в городах», – указала она.
Но все вышеуказанное не теряет актуальности последние лет 20, заключает начальник аналитического отдела ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая. Решать эти проблемы можно только улучшением законодательства и ужесточением контроля над его соблюдением, снижением бюрократических барьеров для бизнеса и борьбой с коррупцией в судах и правоохранительных органах. Работы – непочатый край.