В исследовании движения рабочей силы, проведенном кадровым холдингом «Анкор», приняли участие 7500 респондентов: руководители среднего и высшего звена, специалисты, квалифицированные рабочие. Согласно отчету, 68% из них имеют опыт переезда в другой город или планируют переехать. К традиционно самым привлекательным для переезда Москве и Санкт-Петербургу добавились города Южного федерального округа. Теперь внутренняя трудовая миграция направлена также в сторону Краснодара, Ростова и Волгограда. Разница между притоком и оттоком персонала в этих городах более 1%.
«Наиболее депрессивными регионами с точки зрения оттока персонала оказались: Дальний Восток, Сибирь и Поволжье. Из этих регионов, исходя из результатов исследования, уехало больше людей, чем приехало», – говорится в исследовании. Самые большие показатели по оттоку трудовых ресурсов показали города Приволжского федерального округа. Там разница между притоком и оттоком составила –4%. За ним идут Сибирский ФО и Дальневосточный, по –4% и –3% соответственно.
В самих депрессивных регионах объяснять ситуацию отказываются. Так, в министерстве труда и занятости Саратовской области «Эксперту Online» сообщили, что сведений об оттоке трудовых ресурсов у них нет и комментировать такие данные министерство не будет.
По мнению главы HeadHunter Юрия Вировца, регионы с такими показателями оттока со временем ждет пессимистичный сценарий стагнации: «Так уже происходит с Вологдой и Архангельском, – считает Вировец. – Скорее всего, в этих регионах будет происходить постепенное сокращение населения, и никаких признаков улучшения я не вижу».
О проблеме отъезда людей из Кировской области, которая тоже входит в ПФО, написал сегодня в своем блоге губернатор Кировской области Никита Белых: «Я достаточно плотно занимаюсь и изучаю проблему отъезда людей из Кировской области, – пишет он. – Для Кирова она еще острее – нас окружают экономически более развитые города: Казань, Нижний Новгород, Пермь. При этом в качестве основной причины отъезда очень многие называют более высокий уровень зарплат в других регионах. Но ведь зарплаты – далеко не единственный фактор. Есть еще уровень преступности, экология, благоустройство, загруженность дорог. Например, то, что кировчанин тратит в день на дорогу с работы и на работу в несколько раз меньше времен, чем москвич, является конкурентным преимуществом нашего города».
Однако в числе причин, которые могут удержать от отъезда, уровень преступности и качество дорог не упоминается. 32% удерживают семейные связи, 22% останавливает наличие имущества или недвижимости. 5% считают, что везде одинаковые условия жизни.
Причины миграции просты и понятны. Более половины уезжают из родных городов за интересными проектами и карьерным ростом, 34% – за лучшими условиями жизни и материальным благосостоянием. Из них на малую родину впоследствии хотят вернуться всего 2% опрошенных. Интересно, что многие респонденты в качестве желаемого региона для переезда указывали свой же регион, то есть они готовы релоцироваться в первую очередь в пределах своего региона.
Кризис 2008 года повысил мобильность населения. «За последние четыре года (в период 2008-2011 гг.) переехали 50% респондентов, в то время как за восемь лет (в период 2000-2007 гг.) всего 39%», – сообщает исследование. При этом более 80% россиян оценили последний опыт переезда как положительный.
Директор кадрового холдинга «Анкор» в России Сергей Гадецкий считает, что российские граждане постепенно переходят к американской модели, то есть «жить там, где есть работа». «Однако печально, что основным центром притяжения уже много десятилетий остаются Москва и Санкт-Петербург, в то время как население Сибири и Дальнего Востока катастрофически уменьшается и квалифицированных специалистов в регионах становится все меньше и меньше», – говорит Гадецкий.