Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

7 вопросов Анне Тер-Сааковой и Анне Ромащенко,


Общество
535

1. Почему детей, чьи родители находятся в России легально, все равно сложно устроить в школу?

Самый важный для нас тезис, который прописан в Конституции, — каждый имеет право на образование. 32 приказ Министерства образования и науки мешал детям попасть в школу, так как требовал московской регистрации. Комитет «Гражданское содействие» оспорил это, и тогда Верховный суд выпустил разъяснение к приказу, где черным по белому написано, что никакой регистрации не нужно. Но родители все равно каждый раз должны убеждать директора школы в том, что их ребенок имеет право учиться.

В прошлом году мы устраивали в школу пять детей из нашего центра. Стало понятно, что мы сходим с ума от обилия информации, и ее надо как-то систематизировать.

2. Если теперь требовать регистрацию незаконно, с чем возникают проблемы?

Не очень понятно поведение управления по миграции (сейчас является частью МВД). Каким-то чудесным образом школы штрафуют за наличие ребенка без регистрации, что не соответствует никаким существующим законам. А позиция руководителя департамента образования Москвы такова: детей мигрантов в школах нет! Нет детей — нет и проблем с ними.

3. Итак, родитель без регистрации, без знания русского языка приходит устраивать своего ребенка в школу, а с него все-таки требуют документ. Каков следующий шаг?

Смотря по каким причинам школа отказывает. Могут сказать, например, что нет мест. Тогда надо написать официальное письмо в управление образования и прикрепить письменный отказ. Ребенка должны распределить в ту школу, где есть места. Проблема в том, что многие школы не знают, как оформить ребенка без регистрации. Приходится проговаривать директору, что если он не примет ребенка, то нарушит Конституцию. Понятно, что немногие родители готовы ссориться с руководством школы, тем более что не все четко знают свои права. Мы ходим рядом. Некоторые наши дети зарегистрированы в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев, и когда директор видит логотип ООН, то реагирует иначе. Говорит: «То есть ребенок здесь легально?»

4. На кого рассчитаны памятки?

В первую очередь на родителей, это сокращенная версия. Есть еще отдельный восьмистраничный документ для волонтеров. Будут ли этому рады в школах, мы не знаем. Все зависит от человеческого фактора — мы в России все-таки. Сегодня тебе досталась добрая Тамара Петровна, вы с ней поболтали, поняли друг друга — и учится ребенок в школе. А досталась Василиса Прокофьевна — все, пиши пропало. Бывает, что приходится объяснять администрации школы, из-за каких обстоятельств родители уехали из своей страны, что такое Талибан… Иногда завуч школы видит ребенка и говорит: «Ой, какой милый мальчик! Как тебя зовут? Мансур? А что тебе больше всего нравится в России?» А мальчик из Афганистана говорит, что нравится по улицам спокойно гулять. И тогда завуч, растрогавшись, берет в школу ребенка, чтобы только у него мирное небо было над головой.

5. Проблемы в других странах с доступом к образованию идентичны?

Центр «Такие же дети» принял участие в Международном конгрессе по делам беженцев в Стамбуле на прошлой неделе. Мы пытались с участниками конгресса охватить вопросы, которые являются общими для всех стран. Если говорить о нашей проблеме доступа к образованию, то самое важное — это несовпадение уровня знаний ребенка с требованиями страны, в которую приехала его семья. Ребенок-девятиклассник приезжает из Узбекистана, но знает математику на уровне четвертого класса. Просто потому что там другая программа и школьная система. А времени наверстать упущенное тоже нет — есть только возможность попасть в класс и недоумевать, что происходит, вместе с учителями.

6. Какой выход вы видите?

Я считаю, что должны появиться государственные программы подготовки детей-инофонов в школах или в подготовительных классах при школах. На конгрессе также предложили трудоустраивать беженцев со специализацией врачей и учителей в больницы и школы. Интеграцию детей проще проводить, когда сами учителя владеют языком школьников, которые к ним приходят. Если человек родился в Киргизии и получил образование учителя русского, идеальный вариант для него — преподавать в русской школе, где есть дети, понимающие киргизский.

7. Какие сейчас есть возможности в России для мигрантов с таким образованием?

Обычно они идут работать либо дворниками, либо продавцами. Очень хорошо, когда в школы принимают учителей, которые сами имеют миграционный опыт. Испытывая некоторые проблемы с большим количеством детей в школе и не имея ресурсов, чтобы их развивать дополнительно, продвинутые директора специально нанимают преподавателей, знающих еще и язык детей мигрантов, которых приняли в школу. Но не все такие сознательные. Многие просто руководствуются принципом «понаехали тут» и не берут ни детей, ни учителей.