Средняя школа № 93 стоит в окружении панельных домов. После уроков на школьном дворе собираются ученики и их отпросившиеся с работы родители. Дети разворачивают транспаранты: «Верните нам директора!», «Нам нужен Шустер», «Нет Шустера — нет будущего». По домам расходиться никто не спешит. Самого директора на месте событий нет.
— Меня туда звали, но я боюсь провокаций, — объяснил Шустер.
Многих покоробил не только сам факт увольнения, но и та форма, в которой оно состоялось. Обычно даже самых неугодных от дел отстраняют летом, чтобы не вредить учебному процессу. Шустера же сняли перед самым ЕГЭ, да еще и в пятницу вечером, в нерабочее время.
— В школу приехали люди из администрации с моей трудовой книжкой и приказом об увольнении, — рассказывает бывший директор. — За несколько часов до этого глава Кировского района Сергей Пилипенко сказал мне, что я — вы вдумайтесь! — слишком настойчиво лоббирую интересы школы, и посоветовал написать заявление по собственному желанию.
В администрации предпочитают более расплывчатые формулировки. «Основанием для такого решения стало превышение полномочий директором школы при определении путей дальнейшего развития образовательного учреждения», — официально заявляют в мэрии. И «не для прессы» поясняют: Шустер требовал выделить средства на ремонт к юбилею школы, который будут отмечать в сентябре, а самое главное — предложил объединить две рядом стоящие школы, чтобы создать большой образовательный центр. Не получив ответа, директор обратился со своими инициативами напрямую к министру образования Саратовской области, что и переполнило чашу терпения районной администрации.
Вообще Николай Шустер не производит впечатления пробивного управленца: мягкий человек с тихим голосом и сбивчивой речью. Трудно даже поверить, что он шесть лет руководил школой и стал одним из самых популярных
педагогов в городе.
— Понимаете, он в учениках видел личностей, а не подчиненных, — объясняет решительное поведение детей одна из мам. — Если ребенок не успевал по химии, то для Шустера это не означало, что ребенок глупый. Это значило, что химия не для него. И директор подыскивал для этого ученика то, в чем он мог себя проявить. И так во всем. В этой школе дети умеют задавать вопросы и требовать ответа.
Не проходит и пяти минут, как — будто в подтверждение ее слов — дети на полчаса перекрывают улицу Жуковского. Прибегает работница полиции на каблуках.
— Представьтесь и предъявите документы, — говорит ей кто-то из толпы.
— Да кто ты такой, чтобы я тебе представлялась?! Погон моих недостаточно, что ли?
Вместо того чтобы стушеваться, дети распаляются еще больше. Кто-то, забравшись на школьный забор, снимает на видеокамеру все происходящее. Ситуация медленно, но верно становится неуправляемой. Вскоре на сцене появляется глава администрации района.
— Это решение принял не я, а мэр города… — начинает неуклюже оправдываться глава и предлагает пройти в школу для конструктивной беседы.
Но дальше сухих формулировок и перекладывания ответственности продвинуться не получается. Кое-как людям из администрации удается сбить недовольство, пообещав разобраться во всем по закону и в кратчайшие сроки.
Всю следующую неделю «детский бунт» — главная тема для местных СМИ, политиков, правозащитников и профильных чиновников.
— Мы столкнулись с уникальной ситуацией, когда школьники и родители высказали свое мнение, — публично заявил региональный министр образования Гарри Татарков. — Мы должны сделать из этого правильные выводы, и главный из них таков: родители сегодня являются заказчиками образовательной услуги и равнодушными в подобных случаях быть больше не хотят. А от себя могу сказать, что Шустер — достойный руководитель и был на своем месте. Я лично не вижу причин для его устранения.
К «делу школьников» подключился и губернатор области Павел Ипатов — он поручил подчиненным разобраться в ситуации. Но параллельно с красивыми заявлениями был запущен и другой процесс: детей стали тягать в полицию и допрашивать, пытаясь выявить зачинщиков. Николай Шустер оказался перед выбором: либо он убеждает своих учеников пойти на попятный, либо им уже в этом юном возрасте ломают жизнь. Педагог выбрал вариант номер один: «Я всего лишь хочу, чтобы детей оставили в покое, — говорит мне по телефону Николай. — У них на носу ЕГЭ».
Сами же ученики школы № 93 сказали корреспонденту «РР», что получили очень важный урок на всю оставшуюся жизнь. Но в чем именно он заключается, уточнять не стали.