Как вы стали «дежурной бабушкой»?
Я сначала не хотела учавствовать в программе, но директор школы, Инна Ригоевна, меня уговорила, и мы распределили дни, в которые каждая из бабушек будет работать — нас сейчас трое. У нас что-то вроде группы продленного дня, которых сейчас в школах почти не осталось. Мы берем детей из начальной школы. Бывает, что приходит до 15 человек, но каждый день по-разному.
От чего это зависит?
От того, как учитель направит. После уроков педагог может сказать ученику: «Иди к бабушке» . И они приходят ко мне. Правда, сначала дети не очень поняли, зачем эти уроки и что на них делать. Мы их пытались играми занять.
Почему вас пришлось долго уговаривать?
Сомневалась. Я же уже старый человек, какой из меня помощник!? А потом просто стало стыдно, что меня так долго упрашивают. Все же привыкли на работе, что я такой человек: сказали — сделала.. Сначала говорили, что мы будем «бабушками на час». Но на час никак не выходит! Не успевают дети за час выполнить даже домашнее задание. Приходится два часа работать.
Вы же помогаете совершенно бесплатно? В других регионах, где существуют похожие программы, педагогам выплачивают какую-то символическую сумму.
Конечно, это волонтерство. Хотя и нам, когда решили открыть такую программу, выплатили чуть большее трех тысяч. Один раз, в октябре.
А у вас свои внуки есть?
Есть. Один в четвёртом классе, другой в восьмом. Но они далеко живут и приезжают очень редко.
Вам сейчас с детьми сложнее, чем когда вы официально работали в школе?
Конечно, дети изменились Ты им слово — они тебе десять. Раньше дети были очень-очень ласковые, более скромные, а сейчас — грубее.
Вы это на себе почувствовали?
Бывает и такое. Дети срываются, мы потом сидим, успокаиваем.
А вы как-то с родителями этих детей взаимодействуете?
Ещё не успела. Я запланировала пойти на родительское собрание, но пока не добралась.
Что вы хотите сказать родителям?
В первую очередь, я бы сказала, чтобы больше внимания детям уделяли. Я понимаю, что нужно зарабатывать, но мы же так же работали, а дети без внимания не оставались.
Вам кажется, что сейчас родительского внимания стало меньше?
Это заметно. Дети нам так радуются, буквально липнут, тут даже слово другое не подходит. Подбегают, берут за руки, а у меня-то только две руки! Я думаю, дома ласки не хватает. Вчера ребенок сидит на занятии у меня и говорит: «Вы посмотрите, какую открытку я нарисовал для мамы». А потом: «Ой, как же мы соскучились по вас». У многих бабушки есть, но, думаю, просто не хотят с внуками заниматься. Бывает, что ребенок уже домашнее задание сделал, а домой не хочет уходить. Хорошо, если он мог бы себя чем-то занять на это время. Поэтому не помешало бы для нашей продленки купить пластилин, шашки, фломастеры.
У школы пока нет на это средств?
Нет, наверное. Но я вообще-то говорила, пеняла им на то, чтобы они как-то позаботились о нас.
Чего вам сейчас не хватает, чтобы работать с детьми было комфортно?
Место, где мы проводим уроки, конечно, неудобное и неудачное — это читальный зал библиотеки. Я уже просила директора найти нам отдельный кабинет, и она старается, но где же взять дополнительное место, если вся школа забита детьми. Если бы у нас было м, хоть небольшая комната, которую я могла бы сама открывать и закрывать ключом, то все бы у нас было на месте — и альбомы, и карандаши. И каждый ребенок знал бы свое место в этом классе, а то сегодня он тут, завтраtot ult-nj — безответственность.