Девальвация рубля, рост цен на авиабилеты, политическая напряженность, снижение покупательской способности граждан буквально обрушили туристический рынок. Банкротами объявили себя ряд крупнейших компаний, среди которых «Капитал тур» и турфирма «Нева», что, в свою очередь, прибавило к вышеперечисленным проблемам еще и кризис доверия в отрасли. Россияне больше не желают связываться с туристическими компаниями, деятельность которых оказалась крайне неустойчивой по итогам лета 2014 года. Спрос на новогодний отдых за границей снизился почти в два раза. Соучредитель и коммерческий директор крупнейшего российского туроператора, компании TEZ Tour, Александр Буртин рассказал «Эксперту Online» как чувствует себя отрасль сегодня и как туроператоры реагируют на изменение потребительского спроса и экономические проблемы в стране.
- Ощущаете ли Вы сокращение турпотока: на сколько, когда началось, какие направления пользуются наименьшим спросом у российских туристов сейчас?
- Окончательных данных по сезону 2014 года пока ещё нет. Однако можно сделать некоторые промежуточные оценки туристического рынка.
Рынок выездного туризма в этом году лихорадило. Неопределенность на границе с Украиной, падение курса рубля, санкции, слабые показатели экономического роста страны - основные факторы .
Неоднородным по трендам был спрос по направлениям. По ряду Европейских стран ощущался заметный, до 30%, спад, Турция вела себя относительно стабильно, а тот же Египет показал существенный 30-40% рост. Вырос процентов на 50 Крым - похоже, за счёт Краснодарского края.
- Есть ли изменения по тем же параметрам на Новогодние праздники – традиционно пиковый период продаж?
- Новый год пока продаётся не очень активно, то ли цены кусаются, то ли неопределенность пугает. В целом доминируют продажи накануне поездки, похоже, даже на традиционно востребованные 'высокие' даты. Отмечу, что в евро и долларах цены в принимающих странах изменились несущественно, в пределах 3%, однако в рублях ощущения куда более ощутимы.
- Как Вы реагируете на изменение потребительского спроса: меняете направления, увеличиваете предложения по России, есть ли какие-то новые ценовые и продуктовые решения?
- Реакцией на текущую ситуацию является увеличение в предложении недорого сегмента. У ряда операторов появились дополнительные программы по РФ.
- Что сейчас происходит с ценами на туры? Они растут вместе с ростом евро и доллара или нет? Как это влияет на рентабельность туроператоров?
- Для выездного туризма ситуация с долларом и евро однозначна - цены в рублях растут прямо пропорционально курсу валют к рублю.
Часто не удаётся одновременно поднять цены, так как рынок просто к этому не готов. Результат - убыточность многих направлений в результате высокой волатильности и уход с рынка ряда игроков.
- Насколько часто сейчас меняются цены на продукты?
- Цены же большинство компаний меняют, в соответствии со спросом, неоднократно, иногда даже в течении дня.
- Какое воздействие на рынок оказывают и окажут в будущем банкротства туроператоров? Это очищение рынка и плюс крупнейшим игрокам или же причина оттока оставшихся туристов, которые боятся ездить и из-за того, что могут остаться без денег?
- Банкротства ряда туристических компаний снижает доверие потребителя и, как факт, наблюдается снидение уровня продаж. Конечно, это очищение рынка, но болезненное и приводящее к стагнации в целом.
- Как Вы считаете, сейчас рынок нуждается в каком-то особом государственном регулировании, которого не было до сих пор?
- Госрегулирование это не так уж и плохо - при последовательном и продуманном подходе. Которого вся отрасль и ждёт, так как самостоятельно выработать стандарты и стратегию пока не получается. Насчёт особого госрегулирования - не уверен, что туризму это надо. Всякая чрезвычайность и особость - для таких же событий, для армии, для МЧС . Так можно до особых подходов в любой отрасли дойти...
- Еще до экономических проблем, туристы стали предпочитать самостоятельные поездки турпутевкам? Замечали ли Вы такой тренд? И как туроператоры могут «вписаться» в онлайн-туризм?
- Самостоятельность - это тренд. Но правильно выбрать направление и оператора это тоже самостоятельность. Многие турпутевки можно купить в онлайне. Это, кстати, в большинстве случаев дешевле и не менее качественно, чем суммарно подбор отдельных элементов поездки, по большинству направлений, связанных с дальними перелетами стоимость путевки у оператора может оказаться в полтора-два раза дешевле, нежели самостоятельно забронированный отель и купленные у перевозчика билеты.
- Ваши ощущения: что ждет туррынок в будущем году: основные направления, на которых будет спрос и предложение, стоимость туров (насколько вырастут цены в связи с ростом доллара и евро), поведение туроператоров на рынке: сколько и кто останется?
- Касательно сезона 2015 года. Цены, как сказано выше, растут или падают в соответствии с курсом валют по отношению к рублю. Не очень верится, что спрос как-то кардинально будет меняться. Основа выездного рынка - Турция, Египет, Таиланд, Греция, Испания. Внутренний туризм - Черноморское побережье, включая Крым, Москва, Санкт- Петербург.
Туроператоров пока хватает, их более 1,5 тысяч. Если кто-то и уйдёт, то большинство все-таки останется!