Громкий скандал начала февраля, связанный с остановкой деятельности туроператора «Ланта-тур вояж», взбудоражил не только профессионалов рынка, но и всех тех, кто вообще пользуется услугами турагентств, а это миллионы наших сограждан. В прессе пошли разговоры о финансовых пирамидах, в которые превращаются туристические компании; вспомнили историю обанкротившегося «Капитал-тура», долги которого на 1,5 млрд рублей до сих пор не возвращены ни тысячам туристов, ни банкам, ни авиаперевозчикам; посыпались прогнозы о грядущих неминуемых банкротствах других операторов. После вмешательства премьер-министра Владимира Путина с указанием банку ВТБ выдать компании «Ланта-тур вояж» кредит, напряженность ситуации с «Лантой» несколько спала — как минимум их клиенты, застрявшие за рубежом, смогут вернуться домой. Но на проблемы отрасли в целом это разовое вмешательство повлиять не может, а значит, как предпринимателям от туризма, так и простым туристам успокаиваться рано. В попытке разобраться с тем, что же происходит с бизнесом выездного туризма в нашей стране, «Эксперт» обратился к вице-президенту Ассоциации туроператоров России (АТОР), генеральному директору «НТК-Интурист» Виктору Тополкараеву. Он подтвердил опасения общественности: воронка кредитной зависимости и демпинга затягивает рынок. Если регулирующие органы не примут решения, которые могли бы нормализовать ситуацию, отрасль может оказаться на пороге системного кризиса.
— Для начала хотелось бы разобраться, как вообще устроен туристический бизнес. Почему он стал похож на пирамиду — когда услуги, получаемые одними туристами, оплачиваются, по сути, платежами от следующих. Ведь турист-то платит свои деньги заранее, иногда даже за несколько месяцев до поездки.
— Сразу хочу оговориться: большая часть игроков рынка — добропорядочные компании, ведущие бизнес по всем правилам, заботящиеся о своей репутации и о клиентах. Но соглашусь, что на рынке уже много компаний, работающих по принципу финансовой пирамиды. Вообще, практика контрактных отношений туроператора со своими контрагентами в виде отеля и авиаперевозчика — это общепринятая мировая норма. Оплата обычно происходит в течение 30–60 дней после оказания услуги. Для того чтобы лучше понять, как действует эта система, нужно взглянуть на ситуацию в ее историческом развитии. Российская отрасль выездного туризма начала формироваться в начале 1990-х, когда рухнул железный занавес. На мировом рынке нас тогда никто не знал, ни о каких контрактных отношениях не могло быть и речи. Туроператор обычно приезжал в отель вместе с группой туристов и чемоданом денег, все отношения строились на условиях полной предоплаты. Ситуация стала меняться в конце 1990-х — начале 2000-х. В это время начался бурный рост туристического рынка — он прирастал на 20–30 процентов ежегодно. Российским туроператорам стали доверять, российские туристы оказались привлекательной аудиторией. Страны массового отдыха уже сами старались привлечь партнеров из России, помочь им увеличить потоки; отношени