Несмотря на экономический спад в стране, телекоммуникационный рынок Сибири продолжает динамично расти. Крупнейшие компании инвестируют в развитие бизнеса, расширение присутствия на территории Сибирского федерального округа и новые сервисы миллиарды рублей. Одним из таких федеральных игроков в регионе уже не один год выступает компания МТС, предоставляющая телекоммуникационные услуги во всех федеральных округах России, а также странах СНГ. Количество абонентов платного домашнего телевидения МТС сегодня составляет более трех миллионов домохозяйств, количество абонентов широкополосного доступа в Интернет — более двух миллионов. Общая абонентская база компании превышает 100 миллионов человек. В 2014 году бренд МТС вошел в десятку крупнейших по стоимости мировых телекоммуникационных брендов. О современных тенденциях телекоммуникационного рынка журналу «Эксперт-Сибирь» рассказал директор филиала МТС в Сибири Александр Соловенчук.
— В этом году на телекоммуникационном рынке России произошло два важных события: на базе мобильных активов Tele2 и «Ростелекома» появился новый крупный федеральный оператор, и исчезло так называемое «мобильное рабство». Как они сказались на конкурентной ситуации в сибирском регионе?
— Мы не видим предпосылок для изменения рыночной ситуации. Обе компании остаются на рынке, количество абонентов сохраняется, доли рынка у «большой тройки» не изменились. В сибирском регионе МТС обслуживает более трети всех абонентов и является наиболее доступным оператором на рынке по средней цене минуты разговора и мегабайта скачанной информации: стоимость средней цены минуты услуг связи составила 0,95 рубля по итогам третьего квартала. Что же касается предоставления возможности абонентам переходить от одного оператора связи к другому с сохранением номера, могу сказать, что услуга пока востребована слабо. У МТС в целом один из самых низких показателей оттока при одновременном опережающем росте абонентской базы.
— Эксперты прогнозируют сложности для российской экономики в 2015 году. Компании ощутят влияние санкций, инфляции, снижения курса рубля…
— МТС чувствует себя на рынке уверенно, у нас достаточный запас прочности. При этом мы не наблюдаем снижения уровня потребления наших услуг или продаж сим-карт. Я хочу напомнить, что в России одни из самых низких цен на связь в мире, и сотовая связь давно стала неотъемлемой частью «продуктовой корзины» россиянина. Средний чек на услуги связи составляет порядка 300 рублей, это не те расходы, сократив которые, можно сэкономить.
Более того, благодаря активному развитию сегмента услуг передачи данных мы отмечаем увеличение среднего счета абонента. По данным на конец III квартала 2014 года средний доход от одного абонента МТС в годовом исчислении увеличился на 2,8 процента, это лучший показатель в «большой тройке».
— Получается, передача данных — основной драйвер телекомрынка?
— Да, это актуально для всех компаний телекоммуникационного рынка. МТС активно развивает сегмент передачи данных в Сибири. Отмечу, что за год интернет-трафик в сети МТС вырос на 70%, примерно такие же цифры мы видим по Новосибирской области.
Реальность сегодня такова, что абоненты постепенно начинают воспринимать передачу данных как основную услугу оператора, голос уходит на второй план, это видно и из динамики роста потребления этих услуг. Я практически не знаю примеров, когда покупатель смартфона не интересовался бы выгодным тарифом на передачу данных. Поэтому мы первые из «большой тройки» запустили линейку тарифов, в которых единицей расчета тарификации является объем потребленного трафика. И в зависимости от этого объема голосовые услуги предоставляются как бесплатный бонус.
— Чем можно объяснить растущую популярность мобильного Интернета?
— В первую очередь, растущим качеством услуг. Скорости мобильного Интернета уже сейчас сопоставимы с проводным. Это результат инвестиций в оборудование. МТС в прошлом году модернизировала все базовые станции в Сибирском регионе и довела скорость до 42 Мбит/сек. И это далеко не предел — например, в сети «четвертого поколения», которую мы уже запустили в большинстве регионов Сибири, порог возможной скорости достигает 75 Мбит/сек.
Еще один из факторов, который влияет на рост услуги, — это доступность современных гаджетов и устройств с поддержкой высокоскоростной передачи данных. Чтобы обеспечить качественный доступ в сеть, мы предлагаем нашим клиентам большой выбор смартфонов и планшетов разной ценовой категории, начиная от 1 290 рублей. Например, в третьем квартале этого года самым популярным LTE-планшетом в наших салонах стал бюджетный МТС 1078.
— Востребованы ли услуги передачи данных корпоративными абонентами?
— Конечно! Объем передаваемого в сегменте В2В интернет-трафика в этом году увеличился практически в два раза. Высокоскоростная передача данных открывает перед бизнесом новые возможности. Например, мы отмечаем уверенный рост спроса в сфере M2M-услуг (machine-to-machine — передача данных между устройствами. — Ред.) на базе специальных SIM-карт и устройств типа GPS-трекеров. Сегодня не только крупный, но и малый, и средний бизнес строит свою стратегию на подобных решениях. К примеру, за год количество SIM-карт МТС, задействованных в охранных системах Новосибирска, увеличилось более чем на треть.
— Есть еще конкретные примеры по использованию подобных сервисов?
— В Новосибирске и Томске у нас, например, успешно реализуется проект по автоматизированному мониторингу машин скорой помощи. С помощью навигационной системы и технологий МТС по удаленной передаче данных между устройствами диспетчеры скорой помощи могут отслеживать маршрут каждой машины в режиме реального времени и посылать к пациенту ближайшую карету скорой помощи.
— Какие еще услуги МТС востребованы бизнесом сегодня?
— У нас много продуктов, рассчитанных на бизнес. Из наиболее востребованных могу назвать такие сервисы, как единый номер и «автосекретарь», позволяющие не пропускать звонки клиентов и сделать их бесплатными для них.
Еще одна тенденция — рост популярности подключения корпоративными клиентами МТС услуги APN. Услуга обеспечивает повышенную безопасность передачи данных, а именно позволяет организовать защищенное беспроводное подключение и, например, контролировать работу удаленных торговых точек, транспорта и оборудования компаний.
В корпоративном сегменте мы исходим из потребностей клиентов, помогаем решать стоящие перед ними задачи. Например, недавно построили в Новосибирске центр обработки данных (ЦОД). Теперь у нас есть возможность предлагать «облачные» услуги на его базе. Клиенты получают виртуальный выделенный сервер и подключение к каналам связи с пропускной способностью до 10 Гбит/с. В результате компания экономит на создании собственной ИТ-инфраструктуры. На площадке ЦОДа МТС также предоставляет услугу колокации — непосредственное размещение клиентского оборудования с подключением к линиям и источникам бесперебойного электропитания и предоставлением каналов доступа в сеть Интернет. Это позволяет нашим бизнес-клиентам сократить расходы на содержание инженерной инфраструктуры и технического персонала.
— Как это сказывается на позициях МТС на рынке корпоративных клиентов Сибири?
— В корпоративном сегменте, как на федеральном уровне, так и в Сибири, больше половины компаний являются нашими клиентами. В этом году мы продолжили наращивать клиентскую базу в В2В-сегменте — за год она выросла на 15 процентов. МТС инвестирует в развитие сетей в российских северных портах, зонах добычи полезных ископаемых, экономических центрах северных регионов. Например, мы запустили в эксплуатацию первую в регионе зоновую волоконно-оптическую линию связи протяженностью 100 километров между Норильском и Дудинкой. В результате мы в три раза увеличили скорость мобильного и фиксированного Интернета, а жители Дудинки впервые получили возможность просмотра цифрового кабельного телевидения МТС. Общая сумма инвестиций в развитие сетей в Красноярском крае с 2013 до конца 2016 года составит три миллиарда рублей. Добавлю, высокоскоростной Интернет в этом году получили жители Стрежевого, столицы томских нефтяников, где мы реализовали большой проект по строительству транспортной сети.
— Многие операторы не готовы к таким объемам инвестиций в проекты, срок окупаемости которых, очевидно, будет больше.
— Не скрою, чтобы обеспечить связью арктические территории и районы Крайнего Севера нужно инвестировать на 30 процентов больше, чем в регионы в средней полосе России. К тому же, есть сложности, связанные с доставкой оборудования. Однако мы понимаем, что качественная передача данных и эффективная работа всей сети невозможны без развития собственной транспортной инфраструктуры. Поэтому мы продолжаем строительство волоконно-оптических линий связи, расширяем магистральную инфраструктуру. Это дает возможность обеспечить абонентам максимальную скорость передачи данных мобильной и фиксированной сети, а также повысить стабильность услуг связи. Сегодня общая протяженность ВОЛС в Сибири составляет 21 246 километров, что больше, чем расстояние от Москвы до Владивостока и обратно. Но именно потому, что мы развиваем собственную инфраструктуру, нас и выбирают. Сейчас, например, мы заключили контракт с ЗАО «Ванкорнефть» и до конца 2015 года будем обеспечивать это крупное предприятие комплексом услуг мобильной и фиксированной связи.
— Помимо Красноярского края и Томской области, в каких регионах планируете крупные инвестиционные проекты?
— Особое внимание мы уделяем развитию сетей в Кемеровской области и Алтайском крае. Во многом потому, что сегодня большая часть сельского населения в этих регионах живет в условиях ограниченного информационного поля. И наша задача — предоставить людям современные услуги связи, чтобы они могли получать, в том числе, государственные услуги в электронном виде и, как и жители из мегаполисов, использовать все возможности всемирной паутины для образования и общения. До конца следующего года МТС планирует инвестировать 2,5 миллиарда рублей в развитие телекоммуникационной инфраструктуры Алтайского края и более 500 миллионов рублей в течение двух лет в инфраструктуру Кемеровской области. И мы не намерены останавливаться. Динамика развития телекоммуникационного рынка в мире и в России, в частности, просто не позволяют нам почивать на лаврах.
Справка: Александр Соловенчук родился в 1973 году. В 1998 году окончил клиническую ординатуру Новосибирского медицинского института. До октября 2004 года занимал ряд ответственных должностей в компаниях ООО «Фирма «ВMB», ЗАО «РОСТА» и ЗАО «Верофарм». В октябре 2004 года перешел на работу в МТС на должность директора по работе с партнерами филиала ОАО «МТС» макрорегион «Сибирь». С октября 2007 года исполнял обязанности директора по маркетингу филиала, а с сентября 2008 года был назначен на должность директора по работе с розничным рынком.