Вчера вечером в столице прошло ежегодное мероприятие Google Mobile Day 2012, на котором представители этого интернет-гиганта рассказали о своих планах развития, о глобальных трендах в мобильной индустрии и, естественно, об эволюции своей ОС Android.
Однако, на мой взгляд, не эти новости стали главными отличительными чертами мероприятия в России, несмотря на то что их представлял директор компании по партнерским программам Android в регионе EMEA Ричард Тернер. Ключевым событием вечера стало исследование, представленное директором по маркетингу компании в России Дмитрием Кузнецовым.
В исследовании, проведенном совместными усилиями с аналитической компанией J’son & Partners Consulting, было представлено все, что происходит с мобильным интернетом в России сегодня, и сформулированы некоторые прогнозы.
Так, например, по некоторым из них, в 2012 году году проникновение мобильного интернета в России вырастет на треть, до 46% (65 млн абонентов), а объем мобильного трафика превысит 100 млн гигабайт. Стоит отметить, что все выводы этой научной работы основаны не только на оценках аналитиков, но и на данных социологических опросов населения.
Эксперты сообщают, что на конец этого года активная абонентская база пользователей мобильного интернета на смартфонах составит 22,5 млн абонентов (+88% относительно итогов 2011 года), а средний трафик мобильной передачи данных обладателя смартфона достигнет 303 МБ/мес. (+150% относительно 2011 года). На сегодня это наиболее «трафикоемкая» категория, которая является определяющим фактором развития мобильного доступа и интернет-сервисов, предоставляемых операторами и разработчиками.
Нельзя не сообщить и тот факт, что количество пользователей планшетов в России – самых активных потребителей мобильного трафика – пока сравнительно невелико (2,5 млн – менее 4% абонентов), однако в этом году продажи планшетов удвоились по сравнению с 2011 годом, а в 2013-м и эта цифра вырастет еще на 50% – до 3,5 млн. Средний трафик в месяц на одного активного пользователя планшетного ПК в 2012 году составил 450 МБ/мес. (+80% относительно итогов прошлого года).
Также в докладе сообщается, что несмотря на то, что по сравнению с 2011 годом стоимость мобильного интернета упала в два раза, россияне пока еще лишь только начинают активно использовать свои мобильные устройства для работы в Сети. По мнению аналитиков, это связано с несколькими факторами. Например, более половины пользователей (53%) приобретают такое устройство впервые, во-вторых, более трети обладателей (36%) используют его менее шести месяцев.
В своем анализе компании представили и два, на мой взгляд, интересных портрета. Один из них – это портрет среднестатистического пользователя. По мнению Google, это городской житель в возрасте от 18 до 34 лет. Более взрослые пользователи (35+) составляют около трети от общего числа активных абонентов. Среди владельцев смартфонов высока доля пользователей, имеющих высшее образование (60%), постоянную занятость (76%) и доход свыше 25 000 рублей в месяц (67%).
Однако второй портрет куда больше говорит о пользователе, нежели его биологические и социальные характеристики. Речь идет о портрете типичного для россиянина смартфона, согласно данным этот смартфон имеет частоту процессора 884 Мгц, сенсорный экран диагональю 3,4 дюйма, 470 Мб оперативной памяти и поддерживает GPS. В среднем за 2012 год стоимость такого устройства в рознице составила около 328 долларов, однако треть устройств была приобретена по цене менее чем 200 долларов. Также компания не могла не отметить тот факт, что более половины таких устройств работают на платформе Android.
Пока в России лишь меньше половины пользователей выходит в Сеть семь дней в неделю, а самыми востребованными функциями остаются проверка почты, поиск информации и посещение социальных сетей. Однако любопытным является то, что жители нашей страны живут в мультифункциональном режиме. Так, одновременно с использованием смартфона 60% пользователей слушают музыку, 43% смотрят телевизор, 37% выходят в интернет с другого устройства, а 23% смотрят фильмы и телепрограммы.
Что касается прогнозов, то, по мнению Google и J’son & Partners Consulting, главной тенденцией ближайших лет по-прежнему будет расширение доступности и спроса на услуги мобильного интернета. В отчете также отмечено, что стоимость мобильного трафика упадет еще примерно в два раза, а в 2013 году на территории России будет продано 16,4 млн смартфонов, по сравнению с 2012 годом рост объема продаж составит около 30%, а общий объем трафика с мобильных устройств к 2013 году удвоится и составит 201 петабайт.