Студия-мастерская «Мастера и Маргарита» занимается социализацией подростков с ментальными нарушениями аутистического спектра. Здесь ребята с аутизмом и другими особенностями развития учатся общаться, самостоятельно жить и трудиться. «РР» поговорил с организатором студии о том, как привить подросткам с аутизмом любовь к труду и научить их жить без помощи родителей.
Каких ребят Вы принимаете у себя в мастерской?
Сейчас у нас в студии занимается 39 подростков с ментальными нарушениями, младшему из них – 10, старшему – 25. В основном всегда занимались одни мальчики (РАС встречаются у них почти в четыре раза чаще), но за последний год пришли семь девочек.
Как появилась студия?
Началось всё с того, что я работала в разных специализированных местах – детском саду, реабилитационном центре. И вот дети, с которыми я занималась, выросли, стали подростками. Им стали нужны занятия иного плана, да и мне стало тесно - тоже захотелось изменить формат работы.
Четыре года назад я решила открыть свой центр. Официально нашу студию зарегистрировали два года назад. За мной пришли 12 ребят-подростков. Снимала совсем маленькое помещение, в первое время почти всю работу выполняла сама, со мной работал мой старый друг и коллега.
Что изменилось за четыре года работы студии?
Практически всё. Сейчас у нас более просторное помещение, расширился штат сотрудников. Помимо тех, кто учит подростков навыкам самообслуживания: чистить картошку, завязывать шнурки, - есть и мастера, обучающие ребят начальной профессиональной деятельности. Стало намного больше возможностей – поездки, занятия, освоение разных ремесел.
Какая цель у студии?
Во-первых, мы хотим научить подростков простым бытовым навыкам, которые нужны им для самостоятельной жизни. Вторая важная цель - социализация, место, куда всегда можно прийти. Наши ребята учатся дружить и взаимодействовать, выстраивать отношения. Третья наша цель - это профориентация, и она самая сложная, ведь для людей с подобными расстройствами нет рабочих мест. У нас есть разные мастерские - кулинария, столярка, другой ручной труд.
Все эти цели сливаются в одну большую: мы хотим, чтобы дети, которые к нам пришли, стали взрослыми, стали самостоятельными людьми, у которых есть интересы, друзья, профессия.
Как складывается общение у подростков, каждый из которых живет в своем собственном мирке?
Я думаю, у людей с расстройствами аутистического спектра есть социальные интересы. Но они выражены не в той форме, к которой мы привыкли. Мы ждем, что социальное взаимодействие будет выражаться вербально, а для человека может быть важно находиться рядом, прикоснуться.
Назовите три самые главные проблемы в работе «Мастеров и Маргариты»
Деньги, деньги и еще раз деньги. У нас прекрасный коллектив, чудесные дети и понимающие родители. Сложности же возникают с арендой помещения, зарплатой специалистам, и вообще с обеспечением.
Помогает ли государство?
Для того чтобы получить государственный грант, у нашей организации еще очень маленький стаж, но уже скоро это будет возможно. А само по себе государство помощь не предлагает. Мы живем за счет пожертвований и оплат занятий. Любой желающий может перевести деньги и помочь нам.
В чем отличие Вашей студии от других?
Организации такого рода стали появляться лет пять назад, по крайней мере, в Москве. До этого их критически не хватало. Студии занимаются в основном маленькими детьми, или спокойными взрослыми ребятами, а подростками – куда как реже. Мы не ставим во главу угла обучение конкретным навыкам или терапию, для нас важно создать среду повседневной жизни для ребят.
Какие планы на будущее?
Сейчас мастерская не может сопровождать человека с расстройствами аутистического спектра от детства и до зрелости. А хочется, чтобы ребята, которых мы обучаем сейчас, смогли пойти работать, когда станут совсем взрослыми. Чтобы они смогли не только ездить в лагеря, но и жить самостоятельно.
Реквизиты:
Номер счёта 40703810838000007750
ИНН 7731379002
БИК 044525225
КПП 773101001
Название АНО "Мастера и Маргарита"
Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставные цели и содержание организации