На фоне разговоров о надвигающейся новой волне финансового кризиса нарастающая конкуренция российских банков за возможность кредитовать средний бизнес выглядит парадоксально. О том, почему средние компании сегодня являются самым привлекательным сегментом для банков и почему банки не боятся их кредитовать, «Эксперту» согласилась рассказать заместитель председателя правления Номос-банка Ирина Гордеева.
— Какие предприятия ваш банк считает средним бизнесом?
— Мы относим к нему широкий круг компаний — с выручкой от 200 миллионов до 10 миллиардов рублей. При этом весь средний бизнес мы делим на два подсегмента. В верхний входят предприятия с выручкой от 5 до 10 миллиардов рублей, но этот бизнес уже приближается к крупному и больше использует банковские продукты, которые характерны для крупного бизнеса. Поэтому сегодня мы говорим о второй группе — с выручкой от 200 миллионов до 5 миллиардов рублей.
До кризиса у нас нижней границей среднего бизнеса считалась отметка 400 миллионов рублей, компании с меньшей выручкой мы относили к малому бизнесу. Но когда случился кризис 2008 года, выручка компаний уменьшилась как минимум в два, а то и в три раза. Поэтому многие клиенты, которых мы относили к среднему бизнесу, автоматически попали в категорию малого.
Но сами они не были готовы обслуживаться по стандартам малого бизнеса как с точки зрения процентных ставок, так и с точки зрения подходов. Для себя мы сделали вывод, что все-таки эта клиентура больше относится к среднему бизнесу — и планку опустили.
— Почему кредитование среднего бизнеса сегодня становится приоритетом для банков?
— Мы всегда активно работали со средними предприятиями, считая этот сегмент одним из наиболее перспективных по целому ряду причин. Во-первых, это устойчивость бизнеса. Во-вторых, высокая диверсификация позволяет избежать существенных объемов проблемной задолженности. Когда происходят глобальные потрясения в экономике, они затрагивают как заемщиков со средним уровнем надежности, так и тех, кто обладает очень высокими рейтингами. Поэтому даже самые взвешенные кредитные решения не гарантируют возврата кредита. Кроме того, основная причина плохих долгов — недобросовестность заемщика.
Сложно понять, что творится у человека в голове и почему собственник, вместо того чтобы помочь своему предприятию, ведет его к банкротству. Поэтому мы для себя приняли решение, что единственным способом избежать существенных объемов проблемной задолженности может быть диверсификация бизнеса. Менталитет заемщика не поменяешь, но можно увеличить число заемщиков и снизить средний размер кредита — это позволяет уменьшить потери в будущем. Кстати, во время кризиса мы всегда соглашались на реструктуризацию, и, следует отметить, фактически все реструктуризированные кредиты нам позднее вернули.
Третья причина заключается в том, что мы заинтересованы в увеличении доли банка в кошельке клиента. Средние предприятия помимо расчетно-кассового обслуживания и кредитования осуществляют конверсионные операции, оформляют пасп