Обслуживание компаний среднего бизнеса — одно из ключевых направлений деятельности Альфа-банка. К 2021 году банк намерен на 40% увеличить число клиентов этого сегмента и удвоить кредитный портфель. О том, как банк планирует достигать этих целей, рассказал руководитель блока «Средний бизнес» Альфа-банка Владимир Воейков.
Стратегия на удвоение
— Насколько значим для Альфа-банка сегмент клиентов среднего бизнеса? Какую долю он занимает в кредитном портфеле банка, в структуре доходов?
— Средний бизнес — одно из ключевых направлений в структуре Альфа-банка. Это довольно широкий сегмент клиентов — мы относим к нему компании и группы с выручкой от 350 миллионов и до десяти миллиардов рублей в год. Это десятки тысяч компаний, которые формируют для банка устойчивую, диверсифицированную клиентскую базу. Доля среднего бизнеса в корпоративном кредитном портфеле банка превышает 11 процентов, а в операционной прибыли банка — 12 процентов.
Стратегия банка предусматриваеи значительный рост этого сегмента: к 2021 году мы намерены на 40 процентов увеличить число клиентов среднего бизнеса, почти удвоить объем кредитного портфеля, существенно нарастить комиссионный и процентный доход.
— За счет чего будете конкурировать с госбанками?
— Наши преимущества — индивидуальный подход и технологичные решения. Мы рассматриваем каждого клиента как индивидуальную историю, формируем предложение под его задачи и возможности.
Клиенты, как правило, обращаются не только за кредитом. Им нужно удобное решение всех задач — и по расчетному обслуживанию, по зарплатным проектам, по сервисам для развития бизнеса. От банков ждут высокотехнологичного обслуживания. Мы сегодня бенчмарк для рынка по функциональности удаленных каналов. У нас более 80 процентов операций совершается в интернет-банке: от расчетов и платежей до кредитования, размещения депозитов, валютного контроля.
— Приведете примеры, какой эффект экономии дают технологичные сервисы вашим клиентам?
— Например, в нашем интернет-банке реализовано уникальное решение по конвертации валюты. Клиент прямо в интернет-банке может конвертировать валюту по курсам, сопоставимым с биржевыми. Для этого ему не придется открывать брокерский счет и заводить на него деньги, теряя время и упуская хороший курс. Такая инфраструктура не только позволяет клиенту экономить время, но и снижает его расходы, защищает от финансовых потерь в моменты волатильности на валютном рынке.
Еще пример. Несколько лет назад мы перевели в онлайн прием документов и подписание кредитных договоров благодаря использованию усиленной электронной подписи. На сегодняшний день около 60 процентов клиентов пользуются этим сервисом, сохраняя рабочее время для своего бизнеса. Наличие таких технологий в банке в конечном счете определяет выбор клиента. К нам ежегодно на обслуживание приходит около 20 тысяч новых клиентов среднего бизнеса. Сегодня 36 процентов российских компаний среднего бизнеса обслуживаются в Альфа-банке.
— Каковы приоритеты банка в обслуживании корпоративных кл