Недавно на заседании правительства РФ представители Минрегиона назвали Хабаровский край в числе регионов с низкой эффективностью работы исполнительной власти. «Почему так изменился показатель по краю?» — спросил премьер Дмитрий Медведев у министра по развитию Дальнего Востока Виктора Ишаева. «Я там уже не работаю три с половиной года», — отрезал последний.
Виктор Иванович лукавил. Несмотря на то что в 2009 году Ишаев оставил пост губернатора Хабаровского края, который он бессменно занимал с 1991 года, и стал полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО), из родного Хабаровска он никуда не уехал. А «дом на рельсах» (так называют в городе резиденцию полпреда, расположенную на улице Шеронова, рядом с трамвайными путями) стал таким же влиятельным штабом управления, каким ранее был Белый дом на площади Ленина (там обитает губернатор, ныне Вячеслав Шпорт). Впрочем, наблюдатели признают: Ишаев уже привык, что он не глава региона, освоился в статусе полпреда, да и амбиции его теперь охватывают весь Дальний Восток. В историю которого он, возможно, мечтает войти в статусе нового графа Николая Муравьева-Амурского. Кстати, головной офис вновь образованного министерства разместится в красивом здании на улице Муравьева-Амурского — сейчас в нем дорабатывает ресторан «Дальний Восток».
Создание в кабинете Дмитрия Медведева Министерства по развитию Дальнего Востока выглядело неожиданным решением. Как и назначение на пост министра 64-летнего Виктора Ишаева. В Москве о нем, конечно, слышали, но фигура первого в истории новой России министра-полпреда выглядела загадочной. Между тем на Дальнем Востоке сенсацией карьерный взлет Ишаева не стал — наблюдатели, особенно в родном для него Хабаровском крае, лишний раз убедились, что бывший губернатор по-прежнему в обойме. Более того, на коне и с новыми полномочиями. Никто больше не смог сделать такую вертикальную карьеру (губернатор — полпред — министр), не сменив места дислокации. Почему же Ишаеву не нашлось альтернативы?
На наш взгляд, секрет прост. Ишаев — управленец советской закваски, сочетающий в себе как производственный опыт (успел поруководить заводом), так и теоретическую подкованность: доктор экономических наук и академик РАН. В крае о нем отзываются как о крепком руководителе патерналистского или даже авторитарного типа — из тех, кого доброжелатели называют «хозяином» или «папой», а недоброжелатели — «мафиозо». Рассказывают, что любой новый бизнес-проект нужно было согласовывать с губернатором — иначе он был обречен на провал. Полномочиями, даже формально недоступными руководителю региона, Ишаев умел пользоваться по максимуму.
Однако стратегическое мышление в голове «красного директора» — и плюс и минус этого политика. Прежде всего из-за страсти к ручному управлению и желанию контролировать любое, даже не слишком крупное начинание. Такому человеку на посту президентского полпреда, функционал которого лежит прежде всего в политической плоскости (координация, контроль, «смотрение» и т. п.), было я