Ровно два года назад крупный новосибирский бизнесмен Эдуард Таран, чье состояние, по разным оценкам, составляет от полумиллиарда до миллиарда долларов, был арестован по подозрению в даче взятки. Спустя два месяца он вышел под залог (позже дело было закрыто) и стал спешно продавать активы ключевой для группы РАТМ цементной отрасли, с которой ранее связывались весьма амбициозные планы. Уголовное дело против Тарана было выгодно Олегу Шарыкину, основному владельцу конкурирующей с группой РАТМ компании «Сибирский цемент» (см. «Кто есть кто»). У Шарыкина и Тарана на тот момент был в разгаре многолетний корпоративный конфликт: оба они поровну владели заводом «Ангарскцемент», и каждый хотел иметь над ним полный контроль. («Эксперт» писал об этих событиях, см. «Кто быстрее примерит корону», № 34 за 2010 г.) Контроль над «Ангарскцементом» означал монополию на производство и продажу цемента во всей Сибири. Конечным итогом должно было стать поглощение активов проигравшего сражение конкурента.
Очевидцы конфликта рассказывали, что в особо острые периоды он сопровождался множеством детективных элементов: были и подслушивающие устройства, и взрывчатка. На заводе постоянно находилось большое количество хорошо вооруженных людей. Одним словом, борьба за «Ангарскцемент» велась, как в «лихие» девяностые.
Судя по тому, что в результате Эдуард Таран оказался в СИЗО, он проиграл Шарыкину. К тому же в то время Таран начал строительство нового цементного производства на базе своего главного завода «Искитимцемент» и задолжал Сбербанку более 200 млн долларов. В итоге в 2011 году Таран продал свою долю акций в «Ангарскцементе» некой Русской цементной компании, созданной при участии «Сибирского цемента». По той же причине Таран продал свою долю «Искитимцемента» и выпустил из-под дружественного контроля блокирующий пакет акций этого предприятия. И судя по всему, он готов полностью продать завод. В совете директоров «Искитимцемента» из семи человек трое так или иначе связаны с «Сибирским цементом» и его акционерами. Можно предположить, что структуры г-на Шарыкина являются крупными акционерами «Искитимцемента». Сегодня Таран может только торговаться о цене своего полного выхода из цементного бизнеса. По его словам, он надеется получить за это порядка полумиллиарда долларов.
Ставка, видимо, будет сделана на производство стекольной тары (бутылки под пиво, водку, вино; банки для консервирования). В беседе с «Экспертом» г-н Таран обмолвился, что готов потратить на производство стеклотары до миллиарда долларов. Пока он владеет лишь новосибирским заводом «Экран» — крупнейшим производителем стеклотары за Уралом, однако доля этого предприятия на российском рынке невелика — около 3%. Объем рынка стеклотары в России — 1,5–2 млрд долларов, он не консолидирован, и у Тарана есть все шансы побороться за лидерство на нем. Турецкая компания «Русджам», входящая в Şişecam Group (10-е место в мире по производству стекла), контролирует около 27% российского рынка и является его лидером, остальные и