Показательно, что именно на базе Томского университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) — вуза, активно развивающего модель предпринимательского университета, — на прошлой неделе состоялась двухдневная конференция Ассоциации предпринимательских университетов, на которой эксперты обсуждали возможность построения и развития вузов подобного типа в России. Ректоры и проректоры ведущих российских высших учебных заведений из семнадцати регионов страны представили свой опыт построения предпринимательской стратегии и взаимодействия с крупными корпорациями и инновационными кластерами, а также обсудили дорожную карту развития Ассоциации до 2020 года. Организаторами конференции выступили Ассоциация предпринимательских университетов России, фонд «Сколково», ТУСУР при поддержке Открытого университета Сколково и ОАО «РВК».
Как будет развиваться предпринимательская модель в образовании? Сможет ли она послужить точкой опоры для развития новой экономики? Об этом мы беседуем с вице-президентом, главным управляющим директором по образованию и исследованиям фонда «Сколково» Олегом Алексеевым.
— Олег Борисович, фонд «Сколково» выступил одним из организаторов конференции предпринимательских университетов. Это значит, что фонду глубоко не безразлична данная тема. Какие цели и задачи преследует «Сколково», поддерживая, в частности, такие мероприятия?
— Это хорошо, что мы проводим именно в Томске конференцию, связанную с развитием определенного типа университетов — предпринимательских. Ассоциация таких университетов в России была создана чуть больше года назад, сейчас мы проводим четвертую встречу. Почему собственно ее создали? Потому что наряду с другими задачами, которые выполняет система высшего образования, сегодня крайне важна задача создания новых рабочих мест. Так сложилось, мы часто говорим о каком-то высшем учебном заведении, уже привязывая его к какому-то конкретному предприятию или целой системе. Мы говорим о том, что сейчас люди, закончив университет и получив определенный набор компетенций, выйдут в реальный сектор и смогут реализовать их и свои идеи на новых предприятиях. Если точнее — на новых рабочих местах, где будет востребован интеллектуальный капитал. Именно поэтому мы создали эту Ассоциацию с ориентацией прежде всего на развитие предпринимательских качеств в молодых людях. И именно поэтому мы ее поддерживаем.
Признана такая статистика, что не более двух процентов учащихся вузов думают о создании своего собственного бизнеса. Увы, немного, и тем более ценна и важна эта группа людей. Мы на нее ориентируемся. А для понимания всех возможностей развития предпринимательского потенциала наших молодых людей и проводится конференция.
— Деятельность Ассоциации уже дала какой-то эффект?
— В Ассоциацию входят семь вузов из Москвы, Томска и Санкт-Петербурга. Мы надеемся, что их число обязательно, пусть и не быстро, будет расти. И нам очень важен не просто процесс объединения университетов в Ассоциацию, но прежде всего собственно университеты, которые своей миссией считают развитие предпринимательских компетенций, а соответственно — и самой структуры университета. Прежде всего в части создания центров предпринимательства, центров трансфера технологий. Нам интересны вузы, которые уже имеют элементы успешной экосистемы вокруг университетов. То есть опыт организации выпускниками успешных бизнеспроектов и создания пояса компаний, которые поддерживают постоянный поток между вузом и технологическим бизнесом. Появляется такая динамика, связь с жизнью.
Недавно мы проводили в Москве большую конференцию, где были наши коллеги из многих стран, переживающих такие же процессы формирования инноваций, как и мы в России. Из Мексики, Аргентины, Португалии, где такие экосистемы предпринимательские создаются зачастую на фоне экономических трудностей. Эти примеры подталкивают нас искать «заводных» людей, лидеров в различных регионах страны, чтобы там тоже проявлялись экосистемы, связанные с промышленностью, технологическим предпринимательством и университетами.
— Насколько обсуждаемые на конференции проблемы актуальны для фонда «Сколково»?
— Безусловно, актуальны. Ведь сам инновационный центр «Сколково» был организован в нашей стране для того, чтобы получить опыт создания успешных компаний, действующих на ниве технологического предпринимательства. Мы довольно компетентны в организации исследований, особенно фундаментальных, но немного растеряли в прикладных. Сейчас налаживаются связи между наукой и компаниями с большей ориентацией на рыночные, реальные технологические потребности. А что касается распространения технологий по всему миру, со всеми вытекающими положительными последствиями для страны — это задача ближайшего будущего, которая перед нами стоит. Еще один момент, о котором я уже говорил, — создание новых рабочих мест. Нужно понимать, чья это задача. Государственные корпорации будут создавать новые рабочие места за счет перекачивания общественных фондов в экономику? Точно не наша линия. А откуда возникнут рабочие места? Это очень актуальная проблема, потому что люди, у которых есть серьезные интеллектуальные запросы и запросы на самореализацию, будут искать работу за пределами нашей страны. Поэтому основная задача — это возвращение и капитализация человеческих ресурсов, которые есть в России. И притягивание этих ресурсов из других стран — как это собственно и происходит на глобальном рынке. Ни для кого не секрет, что экономика США создана людьми со всего мира. Большинство инновационных компаний создаются там не выходцами из США. Вот о чем нам нужно сегодня думать и на что мы нацелены — сделать страну привлекательной не только для наших граждан, но и людей со всего мира.
— Как бы вы охарактеризовали достижения ТУСУРа в процессе реализации концепции предпринимательского университета?
— Начну вот с чего. Очень важно, что каждый из университетов — членов нашей Ассоциации — имеет свои оригинальные разработки в образовательных программах, собственный механизм зарождения технологического предпринимательства. И для того чтобы нам всем ускориться, очень важно, чтобы университеты обменивались этими программами. Ресурсов в университетах не так много, поэтому важен обмен. Надо отметить ТУСУР и Томский политехнический университет (ТПУ) в связи с этим. И ТУСУР здесь безусловный лидер. Чего стоит одна только инициатива вуза в свое время издать книгу «Тройная спираль» Генри Ицковица, который обозначил определенную роль университетов в стимулировании экономического развития и показал, как университеты, предпринимательская среда и органы государственной власти связаны между собой при создании экосистемы. Вообще, у нас есть программа для талантливой молодежи. Так называемая программа Открытого университета «Сколково». Она базируется в Москве, Томске и Санкт-Петербурге. Так вот там активнейшую роль играют молодые люди из ТУСУРа. Могу сказать, что четыре компании, созданные выпускниками ТУСУРа, получили статус участников Сколково. Это серьезный вклад в развитие самого Сколково и всей экосистемы развития технологического предпринимательства.
— Скажите, а почему всего семь российских вузов вошли в Ассоциацию? Остальные не чувствуют в себе предпринимательского потенциала?
— У нас нет задачи делать все университеты предпринимательскими и вовлекать их в Ассоциацию. Сначала вошли ведущие — ВШЭ, МФТИ, МИФИ… Очень важно, чтобы сохранялась известная типология университетов — академические, полного цикла, научные и так далее. Собственно сам выход на предпринимательскую стезю — это серьезное и ответственное решение в каждом отдельном университете. Требуются ресурсы для перестройки системы управления университетом, изменение характера взаимоотношений. Это широкое и глубокое вовлечение промышленности и инновационного бизнеса в университетскую систему координат. Зачастую в университетах просто не хватает людей, которые обладают такими компетенциями и хотели бы это делать. Их мало, и поэтому они ценны. Как вы знаете, в последнем рейтинге двухсот ведущих университетов мира нет ни одного российского вуза. Поэтому поставлена задача, чтобы за какое-то осмысленное время пять российских университетов вошли в ТОП-100. Это очень амбициозная задача, и я рассчитываю, что наличие предпринимательской установки в современном — широком — смысле этого слова (как создание чего-то нового) позволит в нашей Ассоциации выявить лидеров, которые будут претендовать на то, чтобы быть среди этих пяти российских университетов.
— Какие важные моменты вы бы выделили в дорожной карте развития предпринимательских вузов до 2020 года?
— Я очень рассчитываю на то, что в ближайшее время нам удастся совместно с Министерством образования и науки РФ стимулировать государственное решение по созданию в университетах фондов поддержки предпринимательства. Наши университеты государственные, и поэтому у нас не развита система фондов целевого капитала, спонсорских взносов, на которые можно инвестировать. Люди должны иметь возможность не просто «тренироваться на кошках», а иметь возможность совершать реальные шаги. Мы очень заинтересованы в том, чтобы объединять талантливую молодежь. Не важно — преподавателей, ученых, студентов. И не только объединять, но и привлекать для решения задач, которые стоят перед крупными компаниями. В нашем случае ударная сила — это высокий интеллект и навыки продуктивной деятельности. Вот самый важный момент. Само объединение двух слов — «университет» и «предпринимательский» — уже создает какой-то интерес. Это, в общем, не совсем привычная коннотация.
Направленность на предпринимательство глубоко изменяет наше представление о том, каким должно быть высшее образование. Здесь есть вызов, на который мы должны ответить.