Компания «Содружество» контролирует одно из самых крупных в Европе предприятий по переработке соевых бобов и является основным поставщиком соевого шрота в России. Наш журнал уже рассказывал об успехе калининградцев, создавших огромный бизнес всего за несколько лет (см. «Главный по бобам» в «Эксперте» № 27 за 2012 г.). Однако тогда представители компании отказались от комментариев — структура очень закрытая, говорили нам все специалисты соевого рынка. И мы подумали: соевый шрот сейчас стоит бешеных денег, так не превратилось ли «Содружество» в рыночного деспота, выкачивающего прибыль с рынка благодаря своему монопольному положению?
Но представители компании все-таки согласились на личную встречу. И мы не были разочарованы: директор департамента продаж и маркетинга Сергей Соколовский рассказал нам почти все, что мы хотели услышать о рынке сои и других бизнесах компании, объяснил «на пальцах» ситуацию с ценами на соевый шрот и, наконец, поведал о планах «Содружества». Беседа прошла под грохот отбойных молотков и погрузчиков: нам устроили обзорную экскурсию по основной производственной площадке, расположенной в порту города Светлый Калининградской области.
— Ваше предприятие располагается в свободной экономической зоне. Насколько серьезные преимущества это дает?
— Мы зарегистрировали предприятие в апреле 2006 года, а первая его очередь начала работать в 2007-м. Шесть лет с момента регистрации, то есть до апреля нынешнего года, мы не платили налог на прибыль и на имущество. Следующие шесть лет будем платить только половину ставки, установленной законом.
— Говорят, что через особую зону вы можете импортировать сырье с нулевым таможенным сбором.
— Ничего подобного. На импорт соевых бобов пошлины нет в принципе, есть пятипроцентная пошлина на ввоз соевого шрота. Им занимается специальная трейдинговая компания, которая резидентом ОЭЗ не является. Да если бы и являлась — никаких таможенных преференций в рамках зоны не предусмотрено.
— А как с инфраструктурой, вы на все готовое пришли или сами строили?
— Это в Америке, когда мы с местными властями общались, нам бесплатное подключение газа обещали и стабильную цену. На родине в основном пришлось все делать самим.
На создание необходимой инфраструктуры ушло почти 30 процентов бюджета проекта. Завод строился на берегу морского канала, прорытого немцами 15 ноября 1901 года! Мы на свои средства его углубили до 11 метров, так что теперь сюда могут подходить суда дедвейтом до 30 тысяч тонн; в процессе выемки грунта намыли территорию — раньше на месте нашего комплекса была вода.
— Циклопические сооружения, которые мы видим, это хранилища для зерна и бобов? Зачем так много, ведь качество сои ухудшается в процессе хранения?
— Нет, это соевый шрот быстро теряет свои потребительские свойства. Бобы, например в госрезерве Китая, хранятся по семь лет, а обычное продовольственное зерно — всего пять. Поэтому китайцы сейчас и держат аж 12 миллионов тонн запасов соевых бобов — и это только то, о чем известно международным ана