Затеянная несколько лет назад Минздравом реформа здравоохранения привела к ожидаемому эффекту: частные медицинские клиники стали активнее развиваться и наращивать бизнес. Ведь реформа здравоохранения фактически вылилась в сокращение бесплатной медицинской помощи населению и увеличение объема платных услуг в госсекторе. Пациенты при выборе медицинского учреждения все чаще стали отдавать предпочтение частному медицинскому сектору, где уровень сервиса и физическая доступность медицинской помощи выше, чем в государственных лечебно-профилактических учреждениях. Сегодня на фоне общей стагнации на потребительском рынке рынок частных медицинских услуг динамично развивается — по данным компании BusinesStat, в среднем он растет на 15% в год.
Работающие на медицинском рынке компании отреагировали на растущий спрос. Например, в Москве каждый месяц открывается несколько новых клиник. Компании, которые работают по сетевой модели, расширяют число учреждений и географию своего присутствия на рынке. Компании, которые отказались от сетевой стратегии развития, наращивают компетенции внутри своих клиник, открывая новые лечебные корпуса, устанавливая дорогостоящее современное оборудование и привлекая квалифицированных специалистов. Сегодня такие медицинские центры, как ОАО «Медицина», Европейский медицинский центр, по уровню оснащения и квалификации персонала могут конкурировать с ведущими государственными медицинскими учреждениями. И уровень работы, проделанной за прошедшие годы, позволяет на это претендовать.
В частности, «Медицина» недавно открыла первую в стране частную онкологическую клинику Sofia, оснастив ее не только современным, но и уникальным оборудованием. Второй онкологический центр компания в ближайшее время начнет строить в Химках. Sofia располагается в новом стационаре клиники, палаты и операционные в котором оснащены по принципу «умного дома».
Амбициозность поставленных задач и необходимость возврата вложенных миллиардов заставляют руководство компании искать способы принципиального увеличения масштаба деятельности. И приток новых, даже низкоплатежеспособных клиентов из госсектора компании на руку. Однако низкий платежеспособный спрос в стране в целом не позволяет динамично развиваться медицинским компаниям, инвестирующим в высокотехнологичную медицинскую помощь. У президента «Медицины» Григория Ройтберга есть две мечты: вернуть российских граждан, предпочитающих лечиться за рубежом, в Россию и стать полноправным участником государственной системы медицинского страхования. По его мнению, включение частных клиник в систему государственного медицинского страхования приведет к резкому увеличению инвестиций в отрасль и позволит вытеснить с рынка неэффективные предприятия в государственном секторе. Об этих перспективах Григорий Ройтберг рассказал в интервью «Эксперту».
— Можем ли мы сегодня говорить, что некоторые частные медицинские центры в состоянии оказывать столь же квалифицированную медицинскую помощь, что и ведущие государственные учреждения?
— Я в