В банковском ландшафте Санкт-Петербурга осталось не так много банков с центром принятия решений в Северной столице. Международный банк Санкт-Петербурга (МБСП) – один из немногих примеров частого кредитного учреждения с харизматическим лидером – владельцем, принимающим непосредственное участие в управлении бизнесом. Президент Международного банка Санкт-Петербурга экс-сенатор Сергей Бажанов считает, что необходимо искать новые возможности и создавать ценность для клиента, а не пенять на неравную конкуренцию с госбанками.
– В этом году банк празднует 15 лет работы под брендом МБСП. Сергей Викторович, вы на протяжении последних 15 лет создавали свой банк. Что, на ваш взгляд, удалось сделать за это время?
– 15 лет назад я пришел в этот банк, который на тот момент уже имел десятилетнюю историю, так как это был один из первых коммерческих банков в России. Но его активы составляли менее 100 млн рублей, а капитал – менее 40 тыс. долларов. Банк получил новое название – МБСП – и за 15 лет вырос в тысячу раз. Сейчас он занимает место в первой сотне крупнейших банков страны. В рейтинге банков с петербургской «пропиской» мы входим в первую пятерку.
Бренду МБСП в этом году исполняется 15 лет. Но если копать глубже, то одноименный банк (Санкт-Петербургский международный коммерческий банк) уже существовал в России до революции – он был учрежден 28 мая 1869 года. Банк работал в сфере строительства железных дорог, транспортного машиностроения и судостроения. К 1914 году банк был вторым в России по объему операций. С декабря 1917-го, как говорится, «по не зависящим от редакции причинам» банк не работал. Можно сказать, что мы возродили бренд.
Не все решают ставки
– Рынок банковских услуг высококонкурентен. У каждого банка – своя ниша. Какова сегодня специализация МБСП?
– МБСП – корпоративный банк. Наш бизнес сконцентрирован в основных промышленных центрах: Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Новосибирске и Волгограде. Наша ключевая экспертиза – в обслуживании реального сектора экономики, в оперативности при принятии решений и в тонких настройках банковских продуктов. Благодаря этим конкурентным преимуществам мы уверенно себя чувствуем в крупном и среднем корпоративном сегменте. Мы предоставляем клиенту комплекс продуктов в зависимости от его потребностей.
– Многие сетуют на неравную конкуренцию частных и государственных банков. Мол, госбанкам ресурсы достаются дешевле. Согласны ли вы с этим утверждением? Может ли частный банк сейчас конкурировать с государственными?
– Во-первых, мы тоже можем предлагать конкурентные ставки. Это касается и размещения ресурсов, и кредитования. Во-вторых, ставка не все решает. Для клиента важны сроки принятия решений и общая эффективность работы с банком с учетом активных, пассивных и расчетных операций. Нужно продавать не по цене, а по ценности, по совокупности составляющих. Мы оперативно конструируем сложные продукты под клиента – благодаря этому и выигрываем. Мы сотрудничаем и с ФГУПами, и с оборонными предприятиями. Монополия госбанков преувеличена. Просто нужно уметь работать с клиентом.
– Каковы источники ваших ресурсов?
– Банковский бизнес так устроен, что очень многое держится на личном доверии. Руководители и собственники предприятий доверяют мне, Сергею Бажанову, свои средства. Наш основной источник ресурсов – это средства клиентов. В силу ослабления валютного курса экспорт растет, темпы роста экономики в апреле стали положительными (отчасти это объясняют замещением импорта из Украины). Ресурсы есть. Их нужно уметь привлечь.
– Банковские услуги, как правило, консервативны. Появляются ли в вашем банке новые продукты?
– В апреле мы открыли корреспондентский счет в юанях в Сельскохозяйственном банке Китая (занимает десятое место в мировом Топ-1000). МБСП – первый частный банк Санкт-Петербурга, который стал самостоятельным оператором на рынке китайской национальной валюты. Открытие счета в юанях значительно упростит работу клиентов банка с партнерами из КНР, ускорит сроки прохождения денежных переводов, позволит избежать издержек на конвертацию средств, а также позволит существенно снизить риски, связанные с валютными колебаниями.
Так получилось, что мы угадали тренд. Теперь активно изучаем открывшиеся возможности и совместно с клиентами формируем новые продукты.
Кто на новенького?
– В последние несколько месяцев довольно часто появляются новости о назначениях в топ-менеджменте МПСБ. С чем связаны кадровые перестановки?
– На протяжении пяти лет я был сенатором. В прошлом году завершил политическую карьеру и вернулся к оперативному управлению банком. Запустил многие процессы, для того чтобы осуществить «перезагрузку» банка. Мы сформировали новую команду молодых амбициозных профессионалов. Назначен новый председатель правления банка – Александр Фадеев, имеющий большой опыт клиентской работы в Петербурге и других регионах Северо-Запада. Обновлен состав правления, появились новые руководители в клиентском и расчетном блоках, пришли новые управляющие в регионах.
– Помогает ли вам опыт работы в Совете Федерации? Дает ли это вам какие-либо преференции?
– Преференций нет. Но опыт моей прежней работы позволяет находить более эффективные пути для решения комплексных бизнес-задач. Помогают не только личные связи, но и знание процессов.
– Чего вы ожидаете от новой команды?
– Изменения уже принесли первые результаты: с начала года кредитный портфель банка вырос на 20%, активы – на 7%. При том, что мы сохраняем консервативный подход к управлению кредитными рисками. Такой рост – лучшее подтверждение правильности кадровых решений.
Деньги на экспорт
– Сегодня бизнес России и, конечно, Северо-Запада активно обсуждает угрозу экономических санкций против России. Компании-экспортеры ищут выходы. Что МБСП может предложить этому сегменту клиентов?
– Мой ответ может быть не до конца понятен обывателю, но я его адресую именно экспортерам. МБСП предоставляет полный комплекс услуг, связанных с обеспечением деятельности клиентов, занимающихся экспортом товаром и услуг.
Большой опыт работы и широкая сеть банков-корреспондентов позволяет нашему банку оптимизировать затраты клиента при проведении экспортных операций. Для значительного снижения риска экспортеров при осуществлении расчетов со своими контрагентами банк предлагает различные виды документарных операций: документарное инкассо и аккредитивы, банковские гарантии, контргарантии и резервные аккредитивы стэндбай.
Банк также готов прокредитовать своего клиента и под уже имеющиеся документарные обязательства третьих банков в пользу своих клиентов-экспортеров. Один из таких вариантов – дисконтирование аккредитива. К примеру, в пользу клиента МБСП выставлен аккредитив какого-либо банка, а его условия предусматривают отсрочку платежа после отгрузки на некоторый период. В этом случае клиент после отгрузки и предоставления документов по аккредитиву может обратиться в МБСП с просьбой дисконтировать этот аккредитив, то есть выплатить ему сразу сумму аккредитива за вычетом дисконта. Таким образом, банк прокредитует своего клиента, имея, в свою очередь, обеспечение в виде обязательства банка, который выставлял в пользу экспортера свой аккредитив с отсрочкой платежа.
Если компания выбирает самую простую форму расчета в виде обычного платежа, но по условиям договора в качестве обеспечения исполнения обязательств необходима банковская гарантия первоклассного западного банка, МБСП имеет возможность и предлагает своему клиенту воспользоваться контргарантией. При такой операции МБСП выставляет контргарантию в пользу крупной кредитной организации, которая в счет установленного на МБСП лимита выставит банковскую гарантию от имени клиента МБСП в пользу нужного контрагента.
Банк всегда готов рассмотреть различные схемы работы и предложить наиболее оптимальный вариант, учитывающий индивидуальные особенности и требования самого клиента и той отрасли, в которой он работает.
Санкт-Петербург