- Кирилл Игоревич, зачем министерству понадобились столь исключительные полномочия? Что это меняет?
- Решает острую проблему недофинансирования. Мы хотим предусмотреть во всех отраслевых ГП и ФЦП увеличение финансирования Дальнего Востока с учетом его опережающего развития. Это значит, что динамика реализации инвестпроектов и улучшения качества жизни населения должна быть выше, чем в среднем по России. Для этого каждому министерству при верстке своих госпрограмм необходимо выделить затраты на Дальний Восток в особый раздел. По сути, предусмотреть отдельное финансирование. Дело в том, что когда мы проанализировали реализацию прежних программ развития региона, то обнаружили недофинансирование.
- Что «проседает» больше всего?
- Почти все сферы. К примеру, по таким статьям как «сохранение культурного наследия» и «развитие туризма» финансирования не было вообще. Получается, что приоритет развития Дальнего Востока в этой части декларировался, но не выполнялся. Скажем, развитие культуры профинансировано на 150-200 раз меньше, чем предусмотрено прежними программами. Недофинансированы здравоохранение, образование, социальная сфера. А ведь это как раз то, что относится к созданию комфортной среды для населения. Вот чтобы восполнить подобные пробелы, нам и понадобились особые полномочия, и председатель правительства Дмитрий Медведев закрепил их своим постановлением.
- Наверное, другие министерства без восторга восприняли это?
- Их отчасти можно понять. Если одни еще не сверстали свои программы даже на этот год, то другие уже согласовали их с учетом трехлетнего бюджетирования. Кому-то придется теперь пересматривать уже сверстанные программы, долгосрочные контракты, инвестпроекты и так далее. То есть это большая работа, и мы готовы облегчить ее взаимодействием. Хотя Минтранс, например, готов без особого труда выделить особый раздел в своей ФЦП. Отчасти это объясняется тем, что ему почти не придется пересматривать другие статьи расходов: это ведомство активнее остальных финансирует Дальний Восток. И это в самом деле очень важно для нас: между некоторыми населенными пунктами вовсе нет дорог, другие в плохом состоянии. А ведь дорога – базовая инфраструктура и для населения, и предприятий, и экономики в целом.
- Почему остальные уделяли мало внимания?
- По разным причинам. Например, сельское хозяйство хронически недофинансировано, поскольку есть такая методика: чтобы получить финансирование на этот год, необходимо показать рост производства в прошлом. А откуда ему взяться, если не было финансирования? Замкнутый круг.
- Методики тоже придется менять?
- Мы уже вышли в правительство с предложением своего видения, как их изменить. Суть в том, что для Дальнего Востока надо делать и какие-то исключения, общие критерии показателей эффективности здесь неприменимы. Здесь больше расходы на транспорт, на энергию. Надо учитывать, что на один рубль инвестиций здесь приходится меньший эффект чем в среднем по России. Конечно, проработка новых критериев и методик – дело трудоемкое. Это сотни документов, надо пересматривать их совместно с министерствами. Без них мы просто не разберемся.
- Чего вы будете добиваться при согласовании госпрограмм от министерств?
- Того, чтобы Дальний Восток финансировался как минимум на уровне других регионов по всем направлениям социально-экономического развития. А с учетом поручений президента и правительства должен быть коэффициент не менее 30%. По нашим оценкам только дополнительное финансирование по госпрограммам должно в трехлетний период составить не менее 400 млрд рублей.
- Наверняка встретите противодействие. И так уже пишут, что ваша новая ФЦП подорожала на сотни миллиардов.
- Программа не подорожала, а подешевела. Если смотреть на действующую ФЦП, то может показаться иначе. Но она рассчитана до 2018 года, а у нас до 2025, отсюда и разница. Но если посмотреть прежнюю госпрограмму социально-эконмического развития Дальнего Востока до 2025 года, которая утратила силу, то она выходила за рамки 10 трлн рублей. Только из федерального бюджета предлагалось выделить 3,8 трлн рублей. Проект нашей ФЦП предусматривает выделение только 536,6 млрд рублей из федерального бюджета.
- В чем принципиальное отличие новой ФЦП от прежних?
- В том, что она составлена на основе ядра первоочередных инвестиционных проектов с высокой степенью проработки. Заявленная инфраструктура увязана с этими проектами, а не оторвана от них, как в прежних программах. Например, раньше все пытались построить аэропорт, но новых производств вокруг него не планировалось. Отчасти поэтому прежние программы были столь «тяжелыми» - они учитывали все пожелания регионов, и их можно понять. Всем хочется больше дорог и портов и домов. Но даже президент сказал: «кого мы обманываем, принимая такие программы?» Здесь же, подчеркиваю, инфраструктурные объекты мы увязали с коммерческими. Причем из бюджета на инфраструктуру под частные инвестпроекты будет направлено только 221 млрд рублей. Остальное – средства частных компаний. Инфраструктурные объекты будут возводить на основе государственно-частного партнерства с последующей передачей их государству. В целом в 16 инвестпроектов будет инвестировано 2,2 трлн рублей. Каждый вложенный рубль даст 7-8 рублей эффекта.
- Эти инвестпроекты будут увязаны с территориями опережающего социально-экономического развития - ТОСЭР?
- Нет, это проекты отечественных предприятий, а ТОСЭР предполагается создавать под иностранных инвесторов. ТОСЭР тоже прописаны в проекте ФЦП, но под них предполагается введение существенных налоговых льгот, создание особой административной системы управления, щадящие режимы госрегулирования производств. На создание инфраструктуры под них в программе заложено 69 млрд рублей. К тому же ТОСЭР создаются под перерабатывающие производства, в меньшей степени связанные с добычей полезных ископаемых. А 16 инвестпроектов не будут пользоваться всеми этими преференциями, от них для бюджет будет больший эффект. К тому же некоторые из них уже на стадии начала работ. Мы сейчас прорабатываем критерии для отбора первоначальных проектов, под которые потребуется бюджетное финансирование на инфраструктуру.
- Когда это удастся сделать?
- Есть срок до конца года, но планируем справиться за 3-4 месяца. В любом случае в бюджет будущего года программа попадает и с 2015 года начнется финансирование первоочередных инвестпроектов.