Вывод: коррупция и недобросовестное давление отступили на второй и третий план. Главный фактор, ограничивающий рост, — высокие издержки, делающие инвестиции непривлекательными.
Напрашивающийся шаг к их снижению — принципиальное изменение налогового режима: снижение НДС, страховых взносов, налога на прибыль. «Если ничего не делать, риск потерять стабильность еще выше», — говорит бизнес-омбудсмен Борис Титов.
— В своем докладе президенту вы фиксируете, что экономика России отстает по динамике от развитых и развивающихся стран и, главное, довольно быстро снижается число компаний и количество занятых в негосударственном и несырьевом секторах экономики. С чем вы это связываете?
— Действительно, у нас при устойчивом росте бюджетного и сырьевого секторов конкурентный частный сектор сокращается. Почему? Мы систематизировали более шести тысяч обращений, направленных в институт Уполномоченного, и результаты более ста региональных и отраслевых встреч-ситанов (ситуационных анализов) с бизнесом, которые мы провели при подготовке доклада. Главный вывод: проблема уже не только в институциональном и коррупционном давлении на бизнес или в неэффективности судебной системы, а в экономической нецелесообразности инвестиций. В России сегодня стало невыгодно производить. Соотношение доходности бизнеса и рисков ухудшилось. Риски не только не уменьшились, но после украинских событий еще и возросли. В то же время прибыльность из-за роста издержек снизилась. В результате инвестировать в большинство отраслей, прежде всего производственных, стало просто невыгодно. Единственный на сегодня драйвер экономики — внутренний спрос (он тоже, кстати, сокращается) — в основном удовлетворяется не за счет развития отечественного производства, а за счет импорта товаров из-за границы. При этом большая его часть просто растворяется в инфляции.
— Вы также фиксируете усиление присутствия государства в экономике. Вы это видите только в банковской сфере или в других тоже?
— Доля госсектора в экономике растет не только за счет новых и усиления старых крупных промышленных или финансовых госструктур, но и из-за тысяч неэффективных ГУПов и МУПов, которые имеют привилегированные условия доступа к госзаказу, на фоне сокращения частного сектора.
— Какой негатив вы видите в усилении госприсутствия в экономике?
— Какой-то особой проблемы в том, что на рынке действуют госкомпании, я не вижу. Бывает, что государство имеет конкурентные преимущества как собственник. Например, консолидируя разрозненные активы или развивая инфраструктуру, выполняя определенные региональные или отраслевые социальные задачи, обеспечивая занятость, например в моногородах. Ключевое слово здесь «конкуренция». Если госкомпании находятся в равных условиях с бизнесом, доказывая каждый день свою конкурентоспособность, проблем не возникает. Зато если ГУП или МУП купается в теплом болоте преференций, спецусловий доступа к госзаказу, рано или поздно растут его затраты, неэффективность и отсталость. И отрицательный эффект от этого проявл