«Из моего окна видна практически вся Уфа, — говорит президент Башкортостана Рустэм Хамитов, кивая на величественный вид в вечернем солнце и оба берега реки почти с высоты птичьего полета. — Она вся кусками, как заплатками, застроена новыми домами, ей не хватает единого плана…» По тому, как президент это говорит, чувствуется, что он любит свою малую родину, но не идеализирует ее. И поэтому готов к переменам сам и может убедить в их необходимости других.
«Когда-то Вячеслав Глазычев, большой ученый и знаток российских регионов, назвал Башкирию островом. В его словах была своя правда, ведь Башкортостан действительно долго жил в добровольной изоляции, — продолжает Хамитов. — Мне стоило определенного труда доказать людям пользу большей открытости, показать им, как динамично развиваются регионы-лидеры. Но теперь они поняли меня, и Башкирия постепенно приходит в движение».
Действительно, нынешний президент Башкортостана производит впечатление глубокого человека, он не только детально знает хозяйство своей республики, но и хорошо осведомлен о жизни в других российских регионах, о последних мировых тенденциях в химпроме. Солидное инженерное образование Бауманского университета, большой опыт работы на разных должностях в федеральной власти, а также владение английским дают Хамитову возможность охватить картинку реальности в весьма широком фокусе. С ним интересно поговорить о «заклятых» российских проблемах, ведь он не просто детально представляет себе, как работают нефтехимические или машиностроительные производства в республике, но в то же время в состоянии увидеть их вписанными в общероссийскую или даже мировую канву. О том, как дальше собирается развивать Башкирию и почему активно выступает за необходимость масштабного импортозамещения, Рустэм Хамитов рассказал в интервью журналу «Эксперт».
Без воровства
— Говорят, что вы переформатировали органы власти в Башкирии. В чем это заключается?
— Структура осталась прежней. Задача состояла в том, чтобы кардинально изменить подход к управлению. Башкортостан — это крупная экономически развитая территория, ее потенциал далеко не исчерпан, но в середине 2000-х республика начала по некоторым направлениям отставать от передовых российских регионов, терять темп развития. Это было связано в первую очередь с недостатками стратегического управления, отсутствием планов индустриального развития республики, а также с тем, что население не было вовлечено в экономическую жизнь. Главенствовали эмоции, патернализм, консервация, приватизационные скандалы. Люди начали уезжать из республики, и не только в поисках заработка, а потому, что не было перспективы: социальные лифты не действовали, новых предприятий не строилось, восхваление региональных событий стало гипертрофированным. Это раздражало многих. Деловая активность съежилась — рейдерские захваты предприятий и бизнесов стали нормой. Сегодня уже многое изменилось: бизнес-климат стал мягче, свободнее, предприниматели «задышали», поверили в возможность честной работы, ощущают по