О проблемах реформирования законодательства в области строительства, а также о роли в этом процессе Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) «Эксперт С-З» побеседовал с призером проводимой журналом премии в номинации «Эксперт в сфере строительства и промышленности строительных материалов», координатором НОСТРОЙ по Северо-Западному федеральному округу, заместителем руководителя Комитета по земельным отношениям и строительству Госдумы РФ Сергеем Петровым.
– Расскажите подробнее о законотворческой деятельности НОСТРОЙ
– В борьбе с административными барьерами нужно следовать правилу золотой середины и нельзя переходить от чрезмерного закручивания гаек к вседозволенности. Например, раньше НОСТРОЙ все время упрекали как раз в слабой законотворческой деятельности. Однако теперь Национальное объединение строителей держит курс на реформирование строительных норм. Так, по инициативе президента объединения Николая Кутьина проводится открытое обсуждение большого числа предложений по совершенствованию отраслевого законодательства, поступивших от представителей профессионального сообщества в адрес НОСТРОЙ. Кстати, множество инициатив касаются корректировки закона № 44-ФЗ «О федеральной контрактной системе». Например, представители профессионального сообщества настаивают на отмене аукционов при размещении тендеров на строительство объектов капитального строительства и введении в большем объеме квалификационных требований и антидемпинговых механизмов проведения торгов.
Я считаю, что этот закон должен отвечать нескольким ключевым моментам. Во-первых, нужно упрощать саму процедуру закупок. Чем сложнее она будет, тем больше у нерадивых участников рынка появится возможностей такую систему обойти. Во-вторых, необходимо сделать госзакупки максимально открытыми и прозрачными, обязательно добавив в них элементы общественного контроля и обратной связи. И, в-третьих, необходимо разделить торги не только по стоимости, но и по продукту закупок. Одно дело, когда идет контракт на покупку офисной мебели, и другое, когда встает вопрос о поиске проектной или подрядной организации. Необходимо очень четко разделять услуги и готовые продукты. Лишь при учете этих нескольких факторов мы получим работающий закон.
Отмечу, что активность НОСТРОЙ выросла после того, как весной этого года президентом объединения был избран уже упомянутый мною Николай Кутьин (в свое время возглавлявший Ростехнадзор). Изначально именно он предложил запустить механизм, согласно которому НОСТРОЙ должен стать той организацией, которая вырабатывает предложения по формированию строительной политики в государстве. И судя по тому, какие шаги он начал предпринимать, его первоначальные планы реализуются. Николай Кутьин прекрасно понимает, что когда чиновник пишет регламентирующий документ, то зачастую он далек от жизни строителей. В итоге на практике работать по такому законодательному акту довольно тяжело. А ведь самое главное, что нужно компаниям на строительном рынке,– это понятные правила игры. Николай Кутьин развернул активную работу в этом направлении, и сегодня в Госдуме РФ готовится инициированный НОСТРОЙ пакет поправок в Градостроительный кодекс РФ.
– А какова роль экспертного сообщества при подготовке новых законов?
– Роль самая ключевая! Например, в рамках проходившего в начале октября в Санкт-Петербурге Всероссийского жилищного форума состоялось заседание Экспертного совета НОСТРОЙ, состоящего из 23 специалистов. Они рассмотрели три группы законодательных актов. Первая из них касается проектов федеральных законов, направленных на совершенствование деятельности СРО (законопроект № 526156-6 «О внесении изменений в статьи 52 и 55.5 Градостроительного кодекса РФ», законопроект № 546788-6 «О Национальных объединениях саморегулируемых организаций» и др.). Вторая группа обсуждений касалась федеральных законов в области регулирования градостроительной деятельности (№ 524249-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ»; № 434598-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленные на повышение качества строительного контроля» и др.).
Третья группа законопроектов, которую рассмотрел Экспертный совет, касалась нормативных правовых актов в области контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, речь шла о заключении на проект постановления правительства РФ «Об установлении дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также перечня документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям, при определении подрядчика путем проведения аукциона».
Также отмечу, что на недавно прошедшей окружной конференции по Северо-Западному федеральному округу мы одобрили смету НОСТРОЙ на 2015 год. Важно, что из сметы исчезли те статьи расходов, которые ранее, на наш взгляд, были необязательными, можно даже сказать, неважными для отрасли. Например, профессиональное сообщество не понимало, зачем деньги строителей направляются на создание строительных регламентов, так как в идеале этим должны заниматься профессиональные организации и государство, а не НОСТРОЙ. Еще пример: раньше в смете нацобъединения огромные средства выделялись на законодательную деятельность, но при этом ни одного законодательного акта, инициированного системой саморегулирования, так и не было принято за весь пятилетний срок работы.
– Недавно упраздненное Министерство регионального развития РФ курировало работу НОСТРОЙ, теперь этим займется Минстрой?
– Неважно, кто этим займется. Главное, чтобы была польза для строительной отрасли. Я убежден, что Минрегион исчез с карты, потому что он не смог доказать свою эффективность и свою полезность в решении государственных задач. А зачем нам «пустое» министерство в рамках непростой финансово-бюджетной политики? Отмечу, что первый этап развития саморегулирования прошел. Эйфория и вседозволенность ушли. Мы вышли на второй этап, на котором институт саморегулирования должен более эффективно работать, выдавая конкретные результаты. Тогда с НОСТРОЙ не произойдет того, что случилось с Минрегионом.
– Поделитесь итогами работы в весеннюю сессию 2014 года Комитета по земельным отношениям и строительству Госдумы.
– В настоящее время перед органами госвласти и отраслью стоят три основных задачи. Первая из них – нужно предоставить землю под строительство. И есть целый ряд законопроектов, которые направлены на предоставление земли, например законопроект о комплексном освоении территорий, поправки в Земельный кодекс. Вторая задача – строить не просто квадратные метры, а создавать комфортные условия проживания. Третий момент – это создание инженерной и социальной инфраструктуры.
Благодаря работе нашего комитета в период весенней сессии 2014 года было принято семь федеральных законов. Одним из главных результатов стало принятие 21 июня 2014 года закона № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Он устранил многочисленные пробелы и противоречия действующего законодательства, касающиеся вопросов предоставления земельных участков. В частности, в законе принципиально пересматриваются подходы к предоставлению земельных участков из государственной или муниципальной собственности, изменяется порядок их предоставления, уточняются и унифицируются положения законодательных актов о предоставлении земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Также комитетом велась работа над законопроектами в сфере градостроения, по результатам которой были приняты четыре федеральных закона. Так, № 224-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» закрепляет новые механизмы предоставления земельных участков в целях строительства жилья экономического класса. Им установлен порядок организации и проведения аукционов на право заключения договоров об освоении территории и договоров о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономкласса, а также требования к участникам таких аукционов.
Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» вводится новый термин «нормативы градостроительного проектирования» и устанавливается срок их разработки – 1 января 2015 года. Нормативы подразделяются на региональные и местные. Они должны содержать показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения объектами регионального и местного значения и показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъектов РФ и муниципальных образований.
Еще одним законом № 80-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 6 Градостроительного кодекса РФ» уточнены полномочия органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности. В частности, правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению перечней процедур в сфере строительства с учетом особенностей градостроительной деятельности на территориях субъектов РФ и муниципальных образований по внесению изменений в данные перечни, установлению порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
– А какие законы планируете принять в осеннюю сессию?
– В осеннюю сессию запланировано рассмотрение 29 законопроектов. Перечислю несколько наиболее важных. Например, будут вноситься изменения в Земельный кодекс в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами. Данный законопроект направлен на обеспечение единообразного порядка установления и изменения разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов, совершенствование системы планирования и зонирования территорий в целях обеспечения их устойчивого развития.
Предполагается внесение изменений в федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства». Они направлены на совершенствование механизмов предоставления Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства земельных участков в рамках программы «Жилье для российской семьи». Еще одним законопроектом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» вводится новый вид документов территориального планирования – документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, устанавливается порядок подготовки и утверждения таких документов. Последний законопроект особенно важен для эффективного развития растущей петербургской агломерации, располагающейся на территории как раз двух регионов – Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Санкт-Петербург