Заместитель председателя Комитета ГД РФ по земельным отношениям и строительству, координатор НОСТРОЙ по Северо-Западному федеральному округу Сергей Петров в интервью «Эксперту Северо-Запад» рассказал о законодательных изменениях, направленных на повышение качества жилья, улучшение экологического законодательства и развитие института саморегулирования в строительстве
– В Санкт-Петербурге, как и на всем Северо-Западе, актуальна тема расселения аварийного жилья. Что сейчас делается, чтобы решить эту проблему?
– До конца 2017 года на Северо-Западе предстоит расселить более 2 млн кв. м аварийного фонда. Эти цифры звучали в рамках совещания Координационного совета по развитию строительной отрасли в СЗФО в аппарате полномочного представителя Президента РФ. Впервые целевые показатели, которых должны достичь регионы, утверждены постановлением Правительства РФ. Причем у субъектов есть право получить авансированное финансирование. Впервые финансирование было увеличено: по инициативе Минстроя дополнительно выделено 34 млрд рублей. Перечень условий участия в программе переселения для регионов сократился до трех пунктов. В три раза уменьшились сроки рассмотрения заявок Фондом содействия реформированию ЖКХ. Одновременно налицо четкая тенденция к ужесточению федерального контроля за реализацией программы переселения. В частности, регионы обязаны ежемесячно предоставлять в Минстрой отчеты о реализации утвержденного графика мероприятий по этой программе. Наконец, введена финансовая ответственность субъектов за неисполнение плановых показателей.
В Санкт-Петербурге реализация программы расселения аварийного жилья ведется достаточно быстрыми темпами. На сегодня, по нашим оценкам, она сбалансированна. Однако хотелось бы поставить вопрос о методологии признания домов аварийными – количество домов, которые ставятся на учет как аварийные, «лавинообразно сокращается». Очевидно, что методология носит субъективный характер. Мы помним, что она была разработана в 1980-е годы и на федеральном уровне нуждается в дальнейшем осмыслении.
При этом надо говорить и о качестве вновь возводимого жилья. Проблема качества жилья, возводимого взамен аварийного, стала настолько острой, что появился термин «новое аварийное жилье.
– Вы были одним из инициаторов принятия нового закона по переработки мусора. В чем его новшества?
– 458-ФЗ «Об отходах потребления и производства», принятый в конце декабря 2014 года, ввел несколько принципиальных новшеств. Закон, по сути, сформулировал ранее отсутствовавшую в нашей стране систему стимулирования и наказания в сфере переработки отходов. Принципиальными новеллами являются также перенос ответственности за обращение с отходами с муниципального на региональный уровень и создание инфраструктуры за счет государства, что исключает инвестиционную составляющую в платежах населения.
Сегодня необходимы согласованные между регионами и, может быть, даже между округами действия, которые выстроили бы всю систему сбора, утилизации и переработки ТБО, уже в течение многих лет требующую серьезного реформирования. Выход в свет нового федерального закона как раз и дает нормативный, даже политический толчок, чтобы мы начали более активно работать в этом направлении. После всероссийского совещания, посвященного воплощению в жизнь требований 458-ФЗ количество вопросов из регионов зашкаливает. Стоит отметить, что проект «Экология России», стартовавший в 2011 году, нацелен в том числе и на реализацию новых требований российского законодательства в сфере обращения с отходами. Одна из главных задач проекта – создание площадки, где мы можем обмениваться подходами к решению тех или иных задач.
Важно, что на рынке обращения с отходами появляются региональные операторы (их может быть несколько в рамках одного субъекта РФ), который не назначается, а избирается на конкурсной основе. Наконец, существенная новелла – отнесение сбора и переработки отходов к коммунальным услугам. Это, с одной стороны, позволяет обязать владельцев частных домов заключать договоры с операторами по обращению с отходами. А с другой – дает возможность региональным операторам защищать свой экономически обоснованный тариф на вывоз мусора.
– Какие новшества ожидают сферу строительного саморегулирования?
– В настоящее время законодатели, органы исполнительной власти и профессиональное сообщество совместно прилагают огромные усилия для разработки законопроектов, которые помогут институту саморегулирования в строительстве работать еще эффективнее. В профильном законодательстве уже принят ряд подобных поправок. Важной их них является № 359-ФЗ, который наделил НОСТРОЙ серьезным правовым инструментом, позволяющим профессиональному сообществу самостоятельно решать, кто достоин быть в рядах объединения, а кто очерняет репутацию сообщества и должен быть исключен из него. Впереди нас ждет обсуждение механизма, позволяющего вкладывать средства компенсационных фондов строительных СРО в ценные бумаги, в том числе в АИЖК. Своевременность такого законопроекта назрела давно, однако нужно детально проанализировать все предложения, чтобы принять наиболее взвешенное решение. Эту тему мы активно обсуждали в рамках окружной конференции Национального объединения строителей по СЗФО. Для нас важна возвратность и сохранность средств компенсационных фондов. Нужен детальный анализ предложений, пока же мы видим лишь рамочный документ. В связи с этим важно мнение представителей СРО в регионах. Кроме этого, само Национальное объединение строителей должно представить свои предложения на этот счет.
Проекты нормативных правовых актов на рассмотрении (по данным Национального объединения строителей)
О градостроительной деятельности
Проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»
О саморегулировании
Проект федерального закона № 546788-6 «О национальных объединениях саморегулируемых организаций»
Проект федерального закона № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона № 526156-6 «О внесении изменений в статьи 52 и 555 Градостроительного кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона № 586588-6 «О внесении изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты (в целях совершенствования законодательной базы саморегулирования и усиления ответственности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за выполнение задач, возложенных на них)»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части приведения законодательства о некоммерческих организациях в соответствие с Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»)»
О закупках товаров, работ, услуг
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2511.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»
Проект федерального закона ««О внесении изменений Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»