«Технониколь» — одна из немногих крупных компаний несырьевого сектора, быстро наращивающих экспортные поставки. За год доля экспорта компании за пределы СНГ выросла с 7 до 14%, компенсировав падение на внутреннем рынке. В ближайшие годы доля внутреннего и внешнего производства компании, с учетом экспорта и купленных за границей фабрик, разделится поровну — 50 на 50. Фактически «Технониколь» становится глобальной компанией, реализуя как внутренний потенциал совершенного управления себестоимостью, так и потенциал, данный девальвацией. «Сегодня куда ни кинь — везде огромные возможности для развития. Но, чтобы их реализовать в полной мере, нужны две вещи: дешевые кредиты для частного бизнеса и транспортная инфраструктура. Дальше мы сами», — говорит президент компании Сергей Колесников.
— Вы недавно открыли завод в Рязани по производству теплоизоляционных кровельных материалов, PIR-панелей. Считается, что это высокотехнологичный и довольно дорогой продукт. В чем смыл этого проекта: на какой спрос вы рассчитываете, насколько производство инновационное?
— Как компания — лидер в своей отрасли мы ориентируемся на то, что происходит, в основном в Европе и в США. Мы видим, что продажи PIR-плит и PIR-панелей растут и их доля увеличивается как на североамериканском, так и на европейском рынке. И все это благодаря отличительным свойствам продукта: высокая пожаробезопасность — материал практически не горит, высокая теплосберегающая способность — термическое сопротивление PIR-плит примерно в 1,8 раза лучше, чем у каменной ваты и стекловаты, и примерно в 1,5 раза лучше, чем у пенопласта. Поэтому даже при в полтора раза меньшей толщине он обеспечивает более высокие теплоизоляционные свойства, чем, к примеру, стекловата, что критически важно для теплоизоляции внутренних помещений, когда вы боретесь за пространство. PIR совершенно не боится влаги и практически паронепроницаем. А также обладает высокой прочностью на сжатие — более 120 кПа. Вы можете смело ходить по кровле, утепленной плитами на основе PIR. По цене он очень конкурентоспособен по сравнению с традиционными теплоизоляторами. То есть мы понимаем, что эти уникальные качества будут востребованы, особенно в кровле. При этом мы продаем синергетическое решение: гидроизоляция и теплоизоляция работают как единый пирог, доступный по цене и долго служащий. Конечно, мы начали строить до кризиса — в феврале 2014 года, а в нынешних условиях — отложили бы на год.
— Почему? Что изменилось принципиально?
— За последние полгода произошел очень сильный шок на рынках, были очень плохие ожидания, и хотя самые ужасные страхи не реализовались, в целом российский рынок упал на 15 процентов. Но мы бы этот проект не отменили, просто отложили бы на полгода-год, так как компания ориентирована на экспансию за пределы СНГ. Сегодня, впрочем, всем понятно, что самое страшное уже случилось, а дальше будет либо дно, либо плавный рост. Проектом мы очень довольны, получилась очень красивая линия, мы уложились в бюджет с небольшой поправк