Не каждый художник сможет выйти в художественный свет одновременно с ретроспективной, одной из самых масштабных в творческой биографии выставкой, каковой является «Константин Батынков. Виды», и с тематической, ничуть не теряющейся на фоне первой. Батынков может. «Эксперт» попытался выяснить у художника, который ко всему прочему является постоянным автором журнала (его работы регулярно появляются на этих страницах), что им движет.
— Вы, как один из самых востребованных арт-рынком современных художников, знаете, чего хотят коллекционеры?
— Чем дешевле картина, тем проще ее продать. Русский средний класс так и не начал покупать изобразительное искусство. Арт-рынок сейчас скорее мертв, чем жив. Современные художники не продаются. Единственная ниша, которая еще осталась, — подарки.
— Как вам удается столь много писать?
— Это не я много работаю, это другие ничего не делают. Я не рисую быстрее всех, потому что нельзя как-то по-особенному быстро рисовать. Я хожу в мастерскую и рисую там по восемь-десять часов. И делаю это последние тридцать лет. А есть художники, которые отдыхают, путешествуют, думают, у них происходят какие-то события. Они могут встать, попить чай, посидеть «в компьютере», почитать почту, так и проходит день. Вечером сходил на какую-нибудь тусовку, нажрался, а на следующий день опохмелился. Очень многие так живут. Кто-то сидит в издательствах — работает ради денег. У меня есть счастливая возможность продуктивно тратить свое время. Я так организовал свою жизнь.
— Ради чего?
— Цель — эскапизм. Жизнь омерзительна, случайна, несправедлива и быстротечна. Грех так говорить, но все выглядит именно так. Художник в творчестве прячется от жизни, как в келье. Рисовать картинки намного интереснее, чем часами сидеть в издательстве перед компьютером. Почему людей так тянет рисовать? Почему этим начинают заниматься какие-нибудь знаменитости из других сфер искусства: артисты, писатели? Потому, что это физическая потребность человека. Ученые объясняют: когда ты рисуешь, зрение то фокусируется, то расфокусируется, благодаря чему вырабатываются серотонин и эндорфины — гормоны счастья. Добавьте к этому запах краски, тактильные ощущения. У меня дедушка в 40 лет стал художником. Он всю жизнь ходил в магазин, где продавались краски, и ему там очень нравился запах. Однажды ему все надоело: бабушка, дети, внуки, и он всех «послал». Ушел с работы, а был чиновником — начальником отдела в Госплане. Купил себе этюдники, стал ходить на природу и писать пейзажи. В 50 лет я так организовал свое пространство, что могу ходить в мастерскую пешком. Прихожу в мастерскую, пью кофе, потом включаю музыку или аудиокнигу и сижу рисую. Это же счастье! Я не езжу в метро. Для меня поехать в Москву — это целое событие. На работу ходить не нужно. Главное, что с людьми не надо общаться, потому что к 56 годам мизантропия уже дает о себе знать.
— При таком замкнутом образе жизни откуда берутся те образы, которые вы создаете?
— Откуда что берется, объяснить невозможно. Если ты что-то н