Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

Цель для шмеля


Общество
161

Крупнейший в ХМАО тепличный комплекс площадью почти 9 га неподалеку от югорской столицы, в деревне Ярки, намерено построить к 2018 году АО «Агрофирма» (принадлежит ООО «Северстрой»). Первая очередь площадью 3,1 га введена в эксплуатацию в декабре 2014 года — на окружной рынок выходит по 2 тыс. тонн в год выращенных здесь овощей. Комплекс оснащен современным оборудованием, произведенным голландскими и датскими компаниями, в нем есть цеха рассады, огурцов и томатов, линия салата и зелени, собственная котельная. Продукция выращивается высокотехнологичным методом малообъемной гидропоники на минеральном субстрате с капельным орошением, взятым у голландцев. Дорожная карта второй очереди подписана правительством: в 2018 году в Ярках должны построить теплиц еще на 5,35 га, проект находится на госэкспертизе.

Тепличный комплекс «Агрофирмы» выводит производство овощей закрытого грунта Югры на новый уровень. Еще в пору освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции в советские времена параллельно развивали сельское хозяйство на Севере: сырьевики-добытчики заводили подсобные хозяйства, в том числе и теплицы, но в 90-е все это умерло. В условиях санкций задача вновь актуальна. И в программе развития агропромышленного комплекса ХМАО засверкала тема обеспечения продовольственной безопасности региона. Проект в Ярках вошел в перечень приоритетных инвестиционных проектов УрФО, подтолкнул власти других муниципалитетов ХМАО и бизнесменов к мысли заниматься тепличным хозяйством. Агрофирма — одно из самых северных тепличных хозяйств в нашей стране. Внутри, несмотря на мороз за бортом, рукотворное лето круглый год. Во сколько оно обходится и стоит ли того, рассказывает генеральный директор АО «Агрофирма» Олег Дзюба.

Держи параметры

— Олег Семенович, никто до вас в России не строил тепличных мегакомплексов на Севере. Что из опыта первой очереди вам хотелось повторить или изменить на второй?

— Мы доказали главное — проект нормальный, он имеет право быть в северных широтах. Ясно и то, что без нынешней поддержки инвестпроектов АПК он не выжил бы, а с ней — выглядит рентабельным и окупаемым в течение 7 — 10 лет.

Климатические условия имеют большое значение при производстве овощей закрытого грунта. В Югре они играют против тебя. Тем не менее хороший урожай вырастить можно. Голландская технология может использоваться, но важно знать и учитывать много моментов, связанных с поддержанием параметров микроклимата, влажностью воздуха и прочим. Например, если зимой очень мало световых дней и низкая температура, морозы до 47 градусов, то летом очень яркое солнце и высокие температуры. Север севером, а пришлось охлаждать салаты и рассадное отделение, настолько солнце было активное. А в сильные морозы томатоопыляющие шмели не хотят летать. Чтобы не потерять урожай, приходится вручную опылять, ставить ультрафиолетовые лампы — на них летят насекомые. При резких перепадах температур образуется роса, попадает на растения, создавая ожоги. В общем, специалистам приходится совершенствовать некоторые методы, чтобы держать параметры влажности, углекислого газа и прочие.

— Можно ли еще севернее строить тепличные комплексы? Говорят, в Югре у бизнеса появился интерес к таким проектам.

— Можно, но нужно хорошо просчитывать цену вопроса, начиная с более дорогих строительно-монтажных работ в условиях Севера. У нас в ХМАО грунты такие, что пришлось забивать железобетонные сваи, 1200 штук, на глубину от 6 до 13 мет­ров. Цена строительного материала другая: бетон в Подмосковье стоит 3 тыс. рублей за куб, а здесь — 9 тысяч. Эти аспекты утяжеляют финансовую сторону проекта.

Построить комплекс, установить оборудование — это 50% успеха, нужно учиться его эксплуатировать, воспитывать персонал. Это первый тепличный комплекс, который я сам строил, засевал, осваивал технологии, обучал людей. До этого был лишь опыт строительства других объектов. И по образованию я не агроном, а юрист…

Строительство первой очереди обошлось в 730 млн рублей, из них 440 миллионов заемные средства, а 330 — собственные. Пытались на всем сэкономить, конечно, без ущерба качества и потери технологии. Проектная стоимость второй очереди 1,6 млрд рублей. По максимуму будем использовать отечественное оборудование. Например, трубки, краны, запорную арматуру и прочее в системах полива. Субстраты будут российские. Каркасы теплиц возьмем от производителя в Калужской области. Но сами системы полива, компьютерное управление останутся импортные, потому что у нас хороших аналогов нет. Котлы будут импортные, а вся электрическая часть к ним, светильники — отечественные. Такая замена направлена на удешевление проекта.

Сети, которые подают сейчас воду, газ, электроэнергию, загружены по максимуму, потребуется увеличить объем этих ресурсов, мощность электросетей. Ханты-Мансийский район по дорожной карте взял на себя такие обязательства. Скорректирована заявка на технологическое присоединение новой очереди теплиц к электросетям, максимальная присоединяемая мощность составит 10 МВт, всего потребуется 18 МВт. Инженеры «ЮТЭК-РС» планируют построить шесть трансформаторных подстанций и новую линию электропередачи от подстанции «Ярки», принадлежащей АО «ЮРЭСК». Проект также включен в инвестиционную программу «ЮТЭК-Региональные сети», и вся необходимая электросетевая инфраструктура для жизнедеятельности агрокомплекса строится за счет предприятия. Тепло вырабатывают наши собственные газовые котлы.

Цель для шмеля
Олег Дзюба: «На рынке овощей производителям нужно договариваться»

— Какие риски вы рассматриваете при реализации проекта?

— Основной — финансирование. Тут не только скачки валют, но и под какой процент банки смогут предоставить кредитование. Аналогов таких проектов в округе не было, поэтому финансисты изначально очень скептически отнеслись. Нам пришлось сильно постараться, чтобы убедить Ханты-Мансийский банк — проект не убыточный. Очень важно, что инвестиции в АПК поддерживаются государством, иначе проект бы не состоялся.

— Что поддерживается по тепличному бизнесу?

— Есть возмещение части затрат по процентной ставке, субсидии на возврат части средств на построенные уже теплицы, на выращенную продукцию, на оборудование. Будущее у АПК при такой поддержке есть. Агрофирма вышла на полную мощность, в месяц собираем по 200 тонн огурцов.

Битва длинных огурцов

— Устраивает в среднем по году цена реализации, приближает к возврату инвестиций?

— Не устраивает. Нам бы хотелось продавать дороже, чтобы окупать затраты.

В те месяцы, когда световой день маленький, затраты электроэнергии огромнейшие — работаем в ноль, а то и в минус. Мешает поднять цену конкуренция. Импорт-то отсекли, но совсем недавно крупные теп­личные комплексы построили в Тюмени, Екатеринбурге. Вы хотите, допустим, продавать огурцы в Ханты-Мансийске по 100 рублей килограмм. Но в город пришла фура, привезла 20 тонн огурцов, по 50 руб­лей за кило отдала в сети — и все, рынок провалился: никто не купит более дорогие огурцы. Для покупателя хорошо, для производителя с высокой себестоимостью не очень. Цена на продукцию постоянно колеб­лется. Вот сейчас зима на подходе, но цены, особенно по огурцу, пошли вниз, хотя ожидалось обратное. То все вышли одновременно на рынок с длинным огурцом, то что-то еще подобное. Полагаю, настало время производителям, осваивающим рынок овощей закрытого грунта на Севере, объединиться в некое сообщество и договариваться по ассортименту, по реализации, в итоге все выиграют.

— Как решаете вопросы логистики, реализации?

— Создавать собственные сети пока не видим смысла, сейчас главное — войти в рынок, а дальше, когда у нас будет 9 га своих теплиц, конъюнктура покажет. Сейчас овощи и зелень представлены в 112 магазинах и торговых точках округа: Ханты-Мансийске, Сургуте, Нефтеюганске, Нижневартовске, Новом Уренгое. Производим до 25% необходимой ХМАО овощной продукции. Подписано соглашение с крупнейшими торговыми сетями на территории Югры о реализации готовой продукции, о справедливом ценообразовании. 

— Есть у вас ресурсы для снижения себестоимости?

— Конечно, пробуем разные варианты, например, досвечивать, по максимуму используя солнечные дни. Досветка составляет 40% себестоимости продукции, но дает увеличение фотосинтеза, то есть рост урожайности и улучшение качества продукции, без нее в наших широтах с октября по март просто ничего не вырастет. Досветка — основное направление развития тепличного бизнеса. Благодаря ей финны научились с одного метра теплиц собирать по 220 кг урожая. Югра и Финляндия находятся в одной световой зоне и очень схожи по климатическим условиям. Мы установили в теплицах 14 тыс. ламп, дающих освещение силой 21 тыс. люкс. Пол и внутренние колонны теплицы белые — для максимального отражения света. Кроме того, у нас установлены автоматизированные системы регулирования досветки, температуры, полива, питания, вентиляции, зашторивания и искусственная система туманообразования. Все это создает максимально комфортные для растений условия. Собираем пока 120 кг с квадрата, до финнов с их опытом далеко, но и неплохо для начала.