Очередные воители, пришедшие в Афганистан, расписываются в бессилии и готовятся покинуть эту несчастную землю. Уже более семнадцати лет продолжается военная интервенция коалиции стран НАТО во главе с США. Однако они так и не смогли остановить тянущийся с 1970-х годов гражданский конфликт, ликвидировать террористическую и наркотическую угрозы, создать в Афганистане хотя бы относительно дееспособные государственные институты. Эта бесперспективность подталкивает кабульское правительство и его зарубежных спонсоров к переговорам с основными противниками — талибами. Переговорный процесс с участием крупнейших региональных и мировых держав протекает крайне медленно и неравномерно, на нескольких альтернативных площадках. Учитывая изначально слабо совместимые стартовые позиции сторон, этот диалог пока ожидаемо не привел к результатам.
Тем временем администрация Дональда Трампа торопится с выводом значительной части американских войск (предполагается, что частично их заменит натовский контингент) перед президентскими выборами 2020 года в США. Поэтому в рамках переговоров с талибами фактически решается вопрос цены, которую Соединенные Штаты заплатят за уход из Афганистана, а также прочерчиваются примерные контуры будущего этой страны. Участвует в этом процессе и Россия: 28 мая 2019 года в Москве представители движения «Талибан» (его деятельность в РФ запрещена) в очередной раз встречались с афганскими дипломатами и политиками. И эти встречи довольно интенсивны.
Учитывая послужной военный список «Талибана», который потерял власть в 2001 году, а в последующие годы нарастил перечень подконтрольных территорий и теперь претендует на главенствующие позиции в национальных руководящих структурах, перспективы ближайшего афганского будущего весьма туманны. Очевидна слабость силовых ведомств нынешнего кабульского режима, страдающих от недофинансирования, плохой подготовки, хронического дезертирства и коррупции. Они не способны успешно бороться с террористической и наркотической угрозами, всерьез контролировать что-либо вне основных городов и транспортных коридоров. Афганские госинституты по-прежнему разъедают этнические, племенные и клановые противоречия, а пуштунский кодекс чести до сих пор приоритетнее не только светских законов, но и принципов шариата.
На этом пестром политическом поле через лояльных полевых командиров и военизированные группировки свои интересы отстаивают многие соседи Афганистана. Они готовы препятствовать невыгодному для них развитию внутриафганского политического диалога, не отличаясь при этом излишней разборчивостью в методах. Наиболее активно подобным образом свое присутствие на афганской земле обозначает Пакистан, а именно военные и межведомственная разведка, обладающие большим опытом поддержки афганских исламистов со времен джихада против советских вооруженных сил, находившихся в стране. В меньшем масштабе подобными практиками продолжают пользоваться Иран и монархии Персидского залива, а также некоторые государства Центральной Азии и Турция