Переговоры между США и Талибаном приблизили вывод американских войск из Афганистана, однако ситуация в регионе будет оставаться нестабильной
Одно из основных предвыборных обещаний Дональда Трампа вроде бы выполнено - американцы выводят свои войска из Афганистана, договорившись с Талибаном, но за спиной официального Кабула. Поэтому, внутренняя ситуация в стране продолжает оставаться нестабильной, правительственные войска контролируют лишь основные города и транспортные узлы. Кроме очевидной констатации параллелей с советско-афганской войной (1979-1989) и с нашими подозрениями о возможных попытках Запада договориться с Россией «об Украине» без участия Украины Укринформ попытался предвидеть, к каким последствиям в международной и внутренней ситуации приведет это «афганское соглашение».
Выполнение предвыборного обещания?
12 августа представители США и исламистского движения Талибан завершили восьмой раунд переговоров в Дохе о подписании мирного соглашения, которое должно завершить уже 18-летнюю «американскую» войну в Афганистане. Согласно предварительным договоренностям, изложенным в мартовском проекте соглашения, за период до ноября 2020 года, американские военные, численность которых в настоящее время составляет 14 тыс., будут выведены из страны. Талибы в ответ обещают не допустить превращения Афганистана в убежище... экстремистов, и Аль-Каиды в частности. Это выглядит, как минимум, странно, поскольку боевики Талибана сами считаются в мире фанатиками-экстремистами - со средневековой идеологией и такими же методами борьбы за утверждение своей линии. Остальные американских условия заключались в учреждении межафганского диалога и прекращении огня между вооруженными силами США, Афганистана и талибами. Правда последние настаивают на выполнении этого условия только после того, как армия США покинет Афганистан. Одной из главных причин вывода американских войск остается стремление Трампа предъявить потенциальному электорату (как раз к ноябрю 2020-го!) еще одно выполненное предвыборное обещание.
Такого мнения придерживается исполнительный директор Института ближневосточных исследований Игорь Семиволос, и добавляет: Еще проблема в том, что стала очевидной бесперспективность продолжения этой войны. Она может продолжаться долго - Советский Союз это уже доказал, а США наступили на те же грабли.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории зарубежных стран исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Макар Таран считает определяющими причинами вывода войск США прагматические и стратегические намерения Дональда Трампа. Это желание Вашингтона уменьшить американское присутствие в регионах мира, сделав его более концентрированным. Между тем, локальные боевые действия в Афганистане продолжаются, и центральное правительство далеко не полностью контролирует территорию страны. Выборы, по мнению США, как-то успокоят эту ситуацию.
Эксперт Украинского института будущего Илия Куса добавляет: Трамп хочет быстро вывести свои войска, но чтобы это не выглядело как полное поражение. Но это все равно будет так выглядеть.
Показательно, что афганские власти не представлены на этих переговорах, однако официальный Кабул сформировал команду для переговоров с талибами, которые должны начаться в конце августа. До этого талибы, считая афганское правительство американскими марионетками, не желали вести диалог с ними. Американцы же надеются, что после соглашения с Талибаном этот диалог станет реальностью.
Афганская нестабильность? Она останется!
На сегодня только треть территории страны контролируют правительственные войска. Большая часть афганской территории находится под властью талибов.
Основной интригой политической ситуации в Афганистане остается, как считает Илия Куса, вопрос выборов, ведь все будет зависеть от мирного соглашения, которое подпишут Соединенные Штаты с Талибано , от того, что там будет написано, а также, каким образом соглашение будет реализовываться на местах. Ведь выборы важны для Вашингтона и официального Кабула, но отнюдь не для талибов, которые считают их навязанной извне процедурой, чужой и нелегитимной по своей природе. Если Соединенные Штаты действительно выведут большую часть своих войск, то захват власти талибами будет вопросом времени.
Можно предположить, что в Вашингтоне рассчитывают, что запланированные на 28 сентября президентские выборы могут стать фактором стабилизации для Кабула - но только в случае подписания мирового соглашения до 1 сентября.
Между тем, согласно отчету Организации Объединенных Наций, потери среди мирного населения за первую половину 2019 года составляют 3812 человек убитыми или ранеными, среди которых 1207 детей.
Половина из этих потерь пришлась на июль, когда были убиты и ранены 1500 человек - наибольшее количество жертв за месяц с мая 2017 года. Эскалация насилия связывается со стремлением талибов заставить американцев как можно скорее вывести свои войска.
Численность Афганской национальной армии по состоянию на 2017 год, по данным министерства обороны США, составляла 195 тыс. Но количественные показатели не совпадают с качественными. Здесь можем напомнить, что после того как советские войска 30 лет назад покинули Афганистан, правительственная армия была неспособна противостоять талибам, которые быстро пришли к власти в стране.
Игорь Семиволос также отмечает это: Ситуация очень напоминает времена советской интервенции в Афганистане. Нет большой надежды на афганскую армию, на то, что она может эффективно противостоять талибам.
США отдают Центральную Азию...
Афганистан всегда считался буферной зоной для глобальных или региональных игроков - эта данность будет сохраняться и в дальнейшем. Куда важнее все другие вопросы, кто заполнит вакуум после американцев, ведь от этого будет зависеть политика безопасности и экономическая ситуации в Центральноазиатском регионе.
Похоже, что больше усилится в этом случае Китай. Россия - в меньшей степени, но... Как замечает Илия Куса: Россия уже сейчас выстраивает отношения с талибами, проводя параллельные переговоры с Талибаном, представители которого приезжали в Москву в прошлом году. Насколько усилится Россия? Ответить трудно, поскольку это относительно новое для России направление, туда надо вкладывать ресурсы, а россияне находятся на геополитической «растяжке». Зато Китай уже присутствует в Афганистане достаточно глубоко, и традиционно для себя - в инфраструктурном, торгово-экономическом плане. Когда американцы выйдут, то у китайцев уже не будет препятствий говорить о проекте Один пояс - один путь с тем, с кем они захотят. Не стоит забывать также об Индии с Пакистаном. Экономика последнего держится только на китайских деньгах.
Важность Ирана в новой ситуации подчеркивает Макар Таран, ведь базы США в Афганистане, хотя и не годятся для ведения военного конфликта с Тегераном, но это хоть что-то. Вашингтон надо было бы смотреть на приоритеты, так как для сдерживания Ирана, необходимо удерживать за собой выгодные геостратегические пункты в регионе. И именно вывод американских войск из Афганистана намного ухудшает этот фактор.
Резюмируем: наиболее вероятным остается сценарий, когда после того, как американцы покинут Афганистан, их место, учитывая существенное экономическое влияние в регионе, заполнит их стратегический соперник Китай. А еще Трамп, пойдя на мировую с талибами, лишает США опорной инфраструктуры в противостоянии с Ираном.
Егор Брайлян, Киев