Последние новости


15:18
Германия остановила поставки вооружений Казахстану
11:30
Опубликован список погибших во время беспорядков сотрудников КНБ Казахстана
13:08
Госдума расширила полномочия полицейских
01:00
"Судьбоносные последствия": что нельзя делать в полное солнечное затмение
12:47
Названа категория людей, для которых COVID-19 особенно опасен
21:16
Россиянам раскрыли правду о конце пандемии
15:30
Португалия приостановит вакцинацию препаратом AstraZeneca в некоторых возрастных группах
20:00
Вашингтон внес в "черный" список китайские фирмы и лаборатории из сферы технологий
13:00
Российский фрегат столкнулся с гражданским судном
09:30
В США казнили убившего «колдунью» мужчину
13:10
Власти США объявили Нью-Йорк городом анархии
07:00
А из нашего окна Белоруссия видна
08:00
Путин-суперагент с вакциной попал на обложку крупной газеты
06:00
Япония сочла необоснованным решение по пострадавшим от черного дождя в Хиросиме
12:49
Евросоюз высказался о выборах в Белоруссии
07:00
Что изменится в жизни россиян с 1 августа
13:56
«И никуда уходить не собирается»
13:48
Каннский кинофестиваль в 2020 году окончательно отменили
13:00
Мальдивы откроют границы для туристов в июле
13:43
Apple представила iOS 14: новые функции и дизайн
13:41
Американская нефть подорожала до максимума с весны
13:37
Семья во время карантина построила во дворе паб
08:30
Осужденного экс-мэра Владивостока переводят в другую колонию
07:30
Школьники смогут сдавать ЕГЭ без масок и перчаток
06:30
Глава ВОЗ сообщил о научном прорыве в лечении коронавируса
08:30
Власти США возобновляют смертную казнь
01:00
Темнокожие борцы за равноправие не любят белых. Почему в США это не считают расизмом?
12:10
Волна вандализма в отношении вышек 5G дошла до Польши
12:09
В Берлине прокомментировали задержание российского музыканта
08:47
Samsung может устроить онлайн-презентацию новых гаджетов
Больше новостей

От беспокойства до катастрофы


Политика
164

Липкие страхи холодной войны возвращаются, градусник отношений России и Соединенных Штатов заиндевел. Агрессивная встречная риторика еще не приводит к прямой эскалации, но соглашения в области ядерного разоружения либо отменяются, либо поставлены на паузу. Гонка вооружений на самом старте, и пока не видно никаких предпосылок для компромиссного диалога. А раз нет согласия между двумя крупнейшими ядерными державами, то что остановит амбиции других государств, если суверенитет и национальные интересы в хаотичном многополярном мире гарантирует лишь обладание оружием возмездия с гарантированным неприемлемым ущербом?

Проблема ядерного оружия, похоже, давно перестала вписываться в прежний конструкт соглашений и взаимных обязательств мирового сообщества. Иран и Северная Корея по-прежнему слывут возмутителями спокойствия, но еще десяток стран готовятся в один прекрасный момент перевести свой мирный атом в военный либо закупить технологии и специалистов. Оружие массового уничтожения становится сильнее права вето в Совбезе ООН, гарантом невмешательства и государственности, а кто этого не понимает, тот Ливия и Ирак. Мечтатели все еще надеются прийти к абсолютному ядерному нулю. Этим летом в штаб-квартире ООН 122 страны поддержали Договор о запрещении ядерного оружия, а его вдохновитель, Международная кампания по запрещению ядерного оружия (International Campaign to Abolish Nuclear Weapons, ICAN), получила Нобелевскую премию мира. Шестьдесят девять стран, в том числе члены «ядерного клуба», голосовать отказались. Перспективы этой инициативы очевидны. Реалисты призывают не терять время и начать разработку новых принципов сохранности мира с ядерным оружием. Но это означает не только легитимировать корейские и иранские ядерные амбиции, но и открыть врата в клуб новым участникам. Тупик.

Эксперты Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы предлагают рабочий подход: приложить все усилия для сохранения существующих договоренностей, прежде всего между двумя крупнейшими ядерными державами (так проще договариваться), и постепенно разрабатывать многовекторные подходы к урегулированию потенциальных конфликтов. Этот форум — крупнейший интернациональный think tank, который объединяет наиболее известные международные организации по ядерной проблематике, а российские и американские эксперты выступают соорганизаторами. В этом году ему исполнилось десять лет, но юбилей получился тревожным. Президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор признался, что в 2007 году были сомнения, включать ли в название организации слово «катастрофа». В 2017 это решение уже не кажется напрасным нагнетанием.

«2017 год характерен появлением немыслимой ранее неопределенности практически во всех сферах ответственности Люксембургского форума и дружественных международных организаций. Посмотрите, в следующем году США и Россия должны завершить сокращение своих стратегических вооружений в соответствии с условиями Пражского договора СНВ, однако впервые в истории отношений двух ядерных св