В середине января с трехдневным визитом в США побывал бессменный лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он стал первым среднеазиатским лидером, удостоившимся аудиенции у Дональда Трампа. На правах нового председателя Совета Безопасности ООН (Казахстан выполняет эту функцию с 1 января), а также аксакала Центральной Азии и евразийского пространства Нурсултан Абишевич обсудил с Дональдом Фредовичем ряд вопросов мировой политики — от Сирии до Украины, включая предложение о переносе Минских переговоров в Астану. Кроме того, стороны заключили контракты на 2,5 млрд долларов.
Этот, собственно, не очень прорывной визит очень встревожил некоторых россиян. И вот уже в ряде российских СМИ (особенно ура-патриотической направленности) Назарбаев подвергается диффамации. Не критике, а именно диффамации. Он превращается в гонителя русских (за аресты русских активистов, выступавших с идеями отделения Северного Казахстана), в казахского националиста (за попытки делать упор на казахскую историю и строить на ней новое казахстанское государство). Ну и, с учетом итогов визита, на него наклеивают ярлык потенциального предателя России и евразийской интеграции. Все эти заявления, мягко говоря, не соответствуют действительности.
Да, ни для кого не секрет, что важность Казахстана для администрации Трампа неуклонно повышается. Во-первых, потому, что к востоку от него находится враждебный американцам Китай, который во всех доктринах Трампа прописан как враг номер один. Глава КНР Си Цзиньпин провозгласил курс на проведение более активной внешней политики, а это означает, что американцам нужно более активно сдерживать Поднебесную. Причем не только по восточным рубежам, но и по западным, где будут проходить новые китайские торговые артерии (так называемый Шелковый путь). В этом плане даже само по себе углубление американо-казахстанского торгово-экономического сотрудничества уже заставит китайцев нервничать. Не говоря уже о том, что американцы могут сыграть на антикитайских настроениях в Казахстане (а они весьма сильны — достаточно вспомнить протесты в связи с перспективами получения китайскими бизнесменами казахстанской сельхозземли в долгосрочную аренду).
Во-вторых, недалеко к югу от Казахстана находится Афганистан — проект и головная боль Соединенных Штатов. Дональд Трамп принял стратегическое решение усилить американское присутствие в Афганистане, а значит, необходимо поддерживать логистические каналы снабжения этой группировки. Проблема в том, что южный канал снабжения — через Пакистан — с каждым шагом Штатов в сторону более тесных отношений с Индией становится все менее надежным. Америке нужен альтернативный канал — поставки через Среднюю Азию. А значит, нужно обсудить эту тему с самым мощным (с точки зрения совокупного военного, политического, дипломатического и экономического потенциала) государством региона — Казахстаном.
Наконец, в-третьих, к северу от Казахстана находится проблемная для США Россия. У Дональда Трампа есть, по сути, несколько вариантов дальнейших взаимоот