Двадцатого марта 2019 года председатель верхней палаты парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев принес торжественную присягу и вступил в должность президента страны. А ровно двадцать дней спустя в своем первом официальном обращении к народу объявил о проведении внеочередных президентских выборов. В соцсетях сразу пошли шутки о склонности казахстанских властей к «нумерологии и красивым датам»: первый президент Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия главы государства 19 марта 2019 года в 19 часов по местному времени, запустив в стране процесс транзита верховной власти.
Все идет по плану
История знает немало успешных примеров передачи государственной власти «по наследству». Например, за тридцать восьмого президента США Джеральда Форда не проголосовал ни один избиратель или выборщик — он встал во главе Белого дома после отставки Ричарда Никсона и управлял страной весь положенный ему срок. Разыграть подобный сценарий под синим куполом Акорды (резиденция президента Казахстана в столице, переименованной по предложению Токаева из Астаны в Нур-Султан) оказалось проблематично в силу политической ментальности казахстанцев, последние тридцать лет созерцавших лишь одну сильную фигуру на олимпе верховной власти. Когда вместо привычного силуэта появился новый президент Касым-Жомарт Токаев, народ воспринял это с недоверием, посчитав его скорее временным ставленником, чем легитимным правителем.
«Хотя все понимают, какое огромное влияние сохраняет первый президент, формально он ушел в отставку и присягу принял Токаев. Я бы сравнил ситуацию в Казахстане с периодом тандема Путин–Медведев, но с тем большим отличием, что Назарбаев, на мой взгляд, возвращаться не собирается. Чем больше времени проходит с отставки елбасы («лидера нации»), тем быстрее приходят в движение различные политические силы, в том числе дремлющие в республике. Все это видно невооруженным глазом как самой элите, так и населению, поэтому вопрос легитимности для нового президента встает ребром», — объясняет «Эксперту» казахстанский эксперт в области международных отношений Аскар Нурша.
Легитимация власти — вот, пожалуй, ключевой мотив проведения досрочных выборов президента Казахстана, запланированных на 9 июня 2019 года. На это указывают и слова Токаева про «обеспечение общественно-политического согласия и снятие любой неопределенности», и фраза Назарбаева о «дальнейшем укреплении легитимности власти и обеспечении стабильности в стране». Выборы финализируют второй этап транзита власти, помогая не только успокоить народ, внутриэлитные и торгово-промышленные группы, но и транслировать сигнал внешним союзникам: даже после отставки елбасы Казахстан останется надежным партнером и полновесным игроком на мировой арене. С этой целью второй президент республики совершил и свой первый официальный визит в Москву — показать, что в стране все идет по плану и волноваться не стоит.
«Очевидно, что все проводится в рамках продуманного сценария. Полагаю, следующей фазой должны стать парламентские выборы, ко