Девятого июня 2019 года в Казахстане состоялись внеочередные выборы президента. Победу одержал действующий глава государства Касым-Жомарт Токаев, получивший 70,96% голосов избирателей при общей явке 77,4%. Его ближайший конкурент журналист и оппозиционер Амиржан Косанов набрал 16,23% голосов.
Несмотря на митинги, которые прошли в дни после голосования в Алматы и Нур-Султане, транзит политической власти в стране фактически можно считать завершенным. И хотя значительные властные полномочия по-прежнему сосредоточены в руках елбасы (лидера нации) Нурсултана Назарбаева, партнеры и соседи Казахстана, включая Москву, задаются вопросом: каким будет внешний вектор развития страны при новом президенте? Учитывая, что верховная власть в Казахстане не менялась последние тридцать лет, вопрос этот как нельзя актуален.
В зоне турбулентности
Пик народных волнений в Нур-Султане и Алматы пришелся на первые дни после выборов. По данным прокуратуры РК, за участие в незаконных акциях протеста суд вынес административное наказание в отношении 957 человек, из которых 670 были арестованы на срок до 15 суток. Стихийные митинги начались после попадания в Сеть непроверенной информации о ряде нарушений на выборах и уже успели обрасти домыслами.
«В соцсетях ходят слухи, что митингующих много, акимов смещают, власть меняется. Даже была информация о планах ввести в город танки. Сейчас довольно сложно понять, что из этих слухов правда, а что нет. Официальные новостные площадки молчат», — сообщила «Эксперту» жительница Алматы Дария.
Казахстанская власть быстро среагировала на волнения в соцсетях. Дабы не допустить паники среди населения, правительство на какое-то время заблокировало социальные сети и мессенджеры, параллельно усилив присутствие полиции на улицах и площадях.
«Блокируют абсолютно все соцсети: “Ватсап”, “Инстаграм”, “Фейсбук”. Вчера, например, невозможно было даже позвонить куда-либо, не то что написать», — сообщали наши источники из Алматы на прошлой неделе.
Находчивые казахстанцы приспособили под общение онлайн-навигатор 2ГИС и приложения банков, перекидывая друг другу небольшие суммы с комментариями. Более продвинутые интернет-пользователи перешли на использование VPN-сервисов.
Действия казахстанских властей не были лишены оснований. Народные волнения вполне могли усилиться стараниями несистемной оппозиции, в том числе лидера запрещенного в РК движения «Демократический выбор Казахстана» Мухтара Аблязова. Сам Аблязов сейчас находится во Франции, откуда систематически ведет свои трансляции на YouTube. Например, в ролике «Завтра блокируем Алматы», появившемся накануне инаугурации Токаева, опальный банкир призывал алматинцев 12 июня перекрыть ключевые улицы города. Однако придать митингам массовый характер не удалось, а сама инаугурация нового президента прошла без эксцессов.
Экономический контекст
Цветной революции в Казахстане не случилось в силу нескольких причин. Во-первых, большинство казахстанцев вполне устраивает фигура Токаева на посту президента. По слова